Что значит для Украины разблокировка одесских портов для экспорта зерна? Что известно о состоянии и работе портов, находящихся на оккупированной юге? Как Россия вывозит украинское зерно из этих территорий? Какова безопасность украинских портов во время войны? Об этом узнал проект Радио Свобода «Новости Приазовья».
- Первое судно с украинским продовольствием 1 августа вышло из Одесского порта, сообщил министр инфраструктуры Украины. Александр Кубраков. По его словам, речь идет о судне Razoni, которое под флагом Сьерра-Леоне направилось в порт Триполи в Ливане. Оно двигалось по коридору, безопасность которого подтверждена гарантами – ООН и Турцией. Министр отметил, что на борту судна находится 26 тысяч тонн украинской кукурузы.
- Министр также отметил, что в портах “Одесса”, “Черноморск” и “Южный” ждут в свою очередь еще 16 судов. Это суда, которые были заблокированы с начала полномасштабного вторжения России в Украину. Кубраков подчеркнул, что параллельно ведомство получает заявки на прибытие новых судов для погрузки агропродукцией. В ближайшие недели планируется выход на полную мощность перевалки сельскохозяйственной продукции, заявил он.
- Отправление судна Razoni из одесского порта приветствовало международное сообщество. Председатель ООН Антониу Гутерриш приветствовал этот шаг, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг поблагодарил члена альянса – Турцию – за «ключевую роль». Однако президент Украины Владимир Зеленский в своем обращении заявил, что «праздновать еще рано». 2 августа глава государства сообщил, что судно с украинским зерном прибыло в Турцию.
- До этого, 22 июля, представители Украины и России подписали с ООН и Турцией отдельные зеркальные соглашения, направленные на разблокирование экспорта зерна из Украины на фоне глобального продовольственного кризиса, вызванного полномасштабным вторжением России на украинскую территорию. Однако на следующий день, 23 июля, Россия атаковала Одесский морской торговый порт крылатыми ракетами типа “Калибр”.
«Включить в экспорт порт Николаева»
Россия последовательно провоцировала голод в странах Африки и Азии, традиционно импортировавших значительные объемы украинского продовольствия
«У нас не может быть иллюзий, что Россия просто удерживается от попыток сорвать украинский экспорт. Россия последовательно провоцировала голод в странах Африки и Азии, традиционно импортировавших значительные объемы украинского продовольствия. А сейчас, в условиях чрезвычайной жары, как в Европе, угроза ценового кризиса и продовольственного дефицита есть также и для части европейских стран. Поэтому посмотрим, как будут господствовать договоренности и действительно ли будет безопасность», – подчеркнул Владимир Зеленский. после отправки первого судна с зерном из одесского порта.
Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков в комментарии «Новости Приазовья» рассказал, что до полномасштабной войны почти 85% аграрной продукции экспортировалось морским путем, то есть через порты Черного и Азовского морей. После 24 февраля эти пути были заблокированы, а некоторые из портов – оккупированы.
По словам чиновника, с тех пор единственным путем экспорта продукции были сухопутные переходы в европейские страны по железной дороге, автотранспорту и портам Дуная.
Альтернативные пути не смогут обеспечить вывоз всей агропродукции, которая была на складах до начала войны
«Были приняты и принимаются многие меры по улучшению и увеличению этих путей, их пропускной способности. По итогам июля мы достигли уровня где-то 2,7 млн тонн в месяц из этих портов. Но это всего 30% от месячной необходимости и месячного спроса на экспорт агропродукции. То есть эти альтернативные пути они не смогут обеспечить вывоз всей агропродукции, которая была на складах до начала войны», – пояснил замминистра.
Юрий Васьков отметил, что Украина «напрямую влияет на баланс продовольственной безопасности в мире».
Без открытия украинских глубоководных портов обеспечить мировую продовольственную безопасность невозможно. В связи с этим ООН инициировала заключение так называемой «зерновой инициативы». Учитывая интересы наших фермеров, интересы нашей экономики, мы, безусловно, поддержали эту инициативу», – сказал он.
1 августа стало известно, что Министерство инфраструктуры Украины рассматривает возможность приобщить к экспорту зерна также морской торговый порт Николаева, но все зависит от ситуации с безопасностью в регионе, заявил глава ведомства Кубраков. По его словам, этот порт не вошел в первый этап договоренностей из-за боевых действий возле Николаева.
Мы рассматриваем возможность инициировать перед ООН и Турцией добавление Николаева в зерновую инициативу.
Заместитель министра инфраструктуры Васьков отметил, что порт Николаева «является важным транспортным хабом». До полномасштабной войны он обеспечивал экспорт около 25% аграрной продукции.
«Реагируя на этот спрос агрорынка, мы рассматриваем возможность инициировать перед ООН и Турцией добавление Николаева к этой инициативе. На наш взгляд это возможно не менее чем через месяц после того, как уже будет системно работать коридор из портов Одесского региона. Безусловно, это напрямую зависит от военной ситуации в регионе», – отметил Васьков.
Что с оккупированными портами?
По словам заместителя министра инфраструктуры Васькова, сейчас неизвестно, что происходит в портах, оказавшихся на оккупированной территории юга.
С 24 февраля 80% наших экспортных и импортных мощностей для перевозки по морскому пути не работают
«Что касается агропродукции – Скадовск почти не занимался этими видами перевозок. К сожалению, у нас кроме Скадовска такая ситуация в портах Мариуполя, Бердянска, Херсона, Каховский речной узел. Как мы говорили, заблокирован Николаев. С 24 февраля 80% наших экспортных и импортных мощностей для перевозки по морскому пути не работают», – сообщил он.
Мэр Скадовская Александр Яковлев рассказал «Новости Приазовья», что местный порт в последние годы, еще до полномасштабного вторжения, работал лишь частично. Сейчас, по его словам, на территории предприятия российские военные размещают свою технику.
Скадовский порт не работает, туда не заходят. А на территории порта размещаются российские военные, они размещают какую-нибудь технику свою и в порт попасть сейчас невозможно
«Еще как началась война в 2013 году, паромы, которые ходили через Скадовский порт, и сообщения не было, грузооборот был очень маленький, были периодические мероприятия. Разумеется, сейчас ситуация не улучшилась – порт не работает, туда не заходят. А на территории порта размещаются военные (русские – ред.), они размещают какую-нибудь технику свою, и в порт попасть сейчас невозможно. Все работники на работу не ходят», – утверждает мэр Скадовска.
Яковлев сообщил, что инфраструктура порта на сегодняшний день в результате боевых действий не повреждена.
Главное управление разведки Министерства обороны Украины 20 июля сообщило, что российские оккупационные силы пытаются возобновить работу морского порта в Мариуполе.
В сообщении разведки говорится, что в первую очередь «планируется установить сообщение с российским Ростовом-на-Дону для вывоза украинского металла». Впрочем, значимой проблемой остается несостоятельность россиян обеспечить поставки электротока для работы порта, отметили в ГУР.
Депутат Мариупольского городского совета Максим Бородин рассказал, что, по данным из российских источников, местный порт, вероятно, используется не только для вывоза украинского металла, но и зерна.
Они используют порт частично для вывоза зерна. По их заявлениям, они сейчас создали какие-то рейсы из Мариуполя в Россию.
«Они (русские силы – ред.) периодически показывают, что используют порт для перевозки металла, который они фактически грабят. Уже были публичные заявления компании «Метинвест» относительно того, что никаких контрактов с россиянами у них нет, и поэтому весь металл, который они вывозят – это кража, прямая и открытая», – сообщил депутат.
«Плюс они используют порт частично для вывоза зерна. По их заявлениям, они сейчас создали какие-то рейсы из Мариуполя в Россию», – добавил он.
Бородин также отметил, что “Мариупольский порт получил незначительные повреждения из-за боевых действий”.
Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части юга и востока Украины, редакция не может получить официального подтверждения об озвученных показаниях или независимо их проверить.
Прогнозы и перспективы
Эксперт офиса реформ Кабинета министров Украины Максим Гардус отметил, что “альтернативы морским портам для вывоза украинского зерна нет”. По его словам, настройка других логистических путей может длиться годами.
Гардус рассказал, что по предварительным расчетам, на первом этапе «зернового соглашения» Украина может получить доход в размере 1 млрд долларов. Если система будет работать стабильно, то эта сумма может увеличиться. В настоящее время аграрная логистика нарушена.
Железные дороги не идут в порты, из портов не идут на железнодорожные участки, речной вывоз не происходит, потому что пути по Днепру некоторые запрещены
«Порты не выгружают, что успели загрузить в суда, так у них и лежало. Железные дороги не идут в порты, из портов не идут на ж/д участки, речной вывоз не происходит, потому что пути по Днепру некоторые запрещены, некоторые заминированы, а некоторые обстреливаются, поэтому очень рекой не повозишь. И вывозить не очень куда есть. Только осталась железная дорога либо на западную границу, либо на дунайских портах. Поэтому, конечно, так не может работать система – все должно двигаться», – объяснил Гардус.
Эксперт подчеркнул, что пауза в работе приводит к ущербу. Также, говорит Гардус, ощущается недостаток мощностей для хранения зерна. Эксперт добавил, что из-за боевых действий, оккупации части сельскохозяйственных территорий и пожара на полях этого года в Украине может быть «наименьший урожай за все годы независимости».
- Председатель Запорожской областной военной администрации Александр Старух В конце июля сообщал, что в результате российских обстрелов в Запорожской области уничтожено ориентировочно 30-40 тысяч тонн зерновых культур. По словам главы области, «это достаточно большая цифра». Он отметил, что приблизительный ущерб составляет 340 миллионов гривен.
- Старух уточнил, что «российские оккупационные силы продолжают вывозить за границу украденное в Украине зерно» из-за захваченного Бердянского морского торгового порта. Например, в июне…