Украина ожидает на первом этапе 1 млрд долларов от беспрепятственного воплощения так называемого «зернового соглашения», которое подписали в Стамбуле с участием ООН, Турции и России. Об этом сказал эксперт Офиса реформ Кабинета министров Украины Максим Гардус в интервью проекту Радио Свобода «Новости Приазовья». Он также рассказал о том, как сейчас формируется цена на украинское зерно, что затрудняет использование других путей экспорта и дал прогноз на урожай зерновых в Украине.
«Это выгодно России»
– Есть ли вера в то, что зерновой маршрут из портов Украины на экспорт будет успешно работать?
Единственное, на что мы можем рассчитывать, если быть честными, что это выгодно России
– Конечно, очень трудно это предусмотреть, потому что Россия уже нарушила очень много международных договоров и соглашений, деклараций, меморандумов. Единственное, на что мы можем рассчитывать, если быть честными, что это выгодно России, потому что она сейчас очень активизировалась в поиске поддержки стран Ближнего Востока и Африки.
– Недавно МИД России, а именно руководитель Сергей Лавров ездил по странам Африки, до этого были визиты на Ближнем Востоке, где они, конечно, подавали манипулятивную информацию о том, что якобы, конечно, «Запад виноват в зерновом кризисе». Однако каждый глава государства, который был, он уверял в том, что Россия готова помочь разрешить этот кризис. И как только будет возможно, они это сделают. Таким образом, они приложили к этому много усилий, и мы надеемся, что их собственная эгоистическая выгода будет причиной того, что они будут придерживаться этого соглашения.
– Какого Украина ожидает экономического эффекта от подписанного в Стамбуле соглашения при его успешном воплощении?
Сейчас речь идет об 1 млрд. долларов на первом этапе. Однако если система будет работать стабильно, эта сумма может увеличиться
– По предварительным подсчетам, сейчас речь идет об 1 млрд долларов на первом этапе. Однако если система будет работать стабильно, эта сумма может увеличиться. Почему это важно? Дело в том, что у агропроизводителей циклический ход производства. Они посеяли, собрали, продали, на эти средства снова посеяли. Таким образом, если в этом году у них не будет выручки за урожай в прошлом году, им просто не будет ни на что сеять в следующем.
– Таким образом, тот зерновой кризис, который сейчас есть, будет очень хорошим временем по сравнению со следующим годом. Им (аграриям – ред.) уже нужны средства на закупку семенного материала, горюче-смазочных материалов, удобрений, техники и, наконец, для выплаты заработной платы – без этого посевная не пройдет, это во-первых.
Уже сейчас ощутимый дефицит мощностей для хранения зерна, и ощутимо на них из-за этого выросли цены.
– Во-вторых, уже сейчас ощутимый дефицит мощностей для хранения зерна, и ощутимо на них из-за этого выросли цены. В третьих, критически упала закупочная цена на зерно, она в некоторых регионах доходила до 50 долларов за тонну. Для сравнения: в прошлом году она была 250 долларов. Это совершенно неприемлемо с точки зрения любого финансового планирования. Так что решение этой проблемы позволит надеяться, что проблема цен также будет решена.
«Некоторые пути по Днепру заминированы»
– Сейчас экспортируется урожай в прошлом году преимущественно? Есть места, куда складывать нынешний?
– В целом агрологистика выглядит следующим образом: собранное прямо с поля зерно хранится на небольших складах, затем оно свозится для более крупных партий и вывозится автомобильным транспортом, как это было в мирное время, либо к железнодорожным станциям, либо к речным портам. Далее – либо по железной дороге, либо по речному транспорту – к еще большим партиям в морские порты. В морских портах формируются крупные партии. То есть речь идет о судах «река-море» от 5-15 тысяч тонн – и до огромных «Панамаксов» (класс крупных судов – ред.) по 100 тысяч тонн.
На поле или в какой-нибудь деревне невозможно сохранить 100 тысяч тонн, и таких элеваторов очень мало, и даже в порту не может одновременно быть 100 тысяч тонн
– То есть вся система может работать как большой конвейер, на поле или в какой-то деревне невозможно сохранить 100 тысяч тонн, и таких элеваторов очень мало, и даже в порту не может одновременно быть 100 тысяч тонн у одного агропроизводителя – это идет потоком. Таким образом, нарушение этой цепочки в одном месте вызывает нарушение во всем другом.
– В настоящее время это выглядит так: порты не выгружают. Что успели загрузить в суда, так у них и лежало. Железные дороги не идут в порты, из портов не идут на ж/д участки, речной вывоз не происходит, потому что пути по Днепру некоторые запрещены, некоторые заминированы, а некоторые обстреливаются, поэтому очень рекой не повозишь. И вывозить не очень куда есть, только осталась железная дорога или на западную границу, или дунайские порты. Поэтому, конечно, так не может работать система, все должно двигаться.
«Продолжаются обстрелы и пожары»
– Есть ли прогнозные цифры по урожаю этого года?
– Сейчас уточняется, потому что, к сожалению, продолжаются как обстрелы, так и пожары на оккупированных и на неоккупированных территориях, недостаточно техники, чтобы тушить, потому что, опять же, продолжаются обстрелы на оккупированной территории. Но он будет значительно меньше, чем нынешний. В том году был рекорд, а в этом году, я думаю, будет антирекорд за все годы независимости. Сейчас сложно финализовать, но гораздо меньше, чем в прошлом году.
– Какие сейчас мировые цены и прогнозируемые на будущее?
Чтобы насытить физический дефицит в странах Северной Африки и Ближнего Востока, конечно, мало будет одного судна с кукурузой
– Цены мировые сейчас растут, однако толку от этого нашим агропроизводителям очень мало, потому что из-за логистических проблем эту дельту закладывают именно в закупочную цену фермеров. Если коридор будет работать стабильно, мы увидим, что фьючерсные цены будут падать в дальнейшем, и фьючерсы очень зависят от новостей, от психологического фактора. А вот для того чтобы насытить физический дефицит в странах Северной Африки и Ближнего Востока, конечно, мало будет одного судна с кукурузой. 26 тонн было, даже одного каравана не было. Чтобы сбить этот (дефицит – ред.) нужно, чтобы коридор работал несколько месяцев.
– Что влияет на цену зерна сейчас?
Значительная часть экспорта зерна из Украины – это экспорт кормового зерна, то есть того, который едят сельскохозяйственные животные.
– В принципе, на это влияет спрос и предложение, спрос растет синхронно с населением земли и повышением уровня доходов в отдельных странах. Но не забывайте, что значительная часть экспорта зерна из Украины это экспорт кормового зерна, то есть того, который едят сельскохозяйственные животные. Как только уровень жизни в какой стране улучшается, люди едят меньше каш и больше мяса, а для этого нужны корма. Поэтому у нас также и специфические покупатели, это не самые бедные страны мира, это растущие страны, в которых постепенно жизнь становится лучше. Отрицательно на предложение влияют всякие природные катаклизмы, засухи, наводнения и т.п. и военные действия.
– Как сейчас влияет безопасность складов на цену украинских зерновых?
– Она влияет очень неоднозначно, потому что цену за страхование вкладывают в закупочную цену фермеров. То есть, если тонна стоит на международном рынке – из-за того, что ты ее вывозишь под обстрелами, она будет дороже на продажу. Разницу нужно куда-то забить, и, к сожалению, она забивается не в интересах украинских агропроизводителей, потому что у них нет другого выхода, они не могут больше ничего с этим зерном поделать. Поэтому, с другой стороны, если коридор будет работать стабильно и страховых случаев не будет, и исходя отсюда не будет страховых выплат, то мы надеемся на то, что будут повторные переговоры по уменьшению выплат по уровню страхования.
Без альтернатив
– Какие альтернативные пути вывоза украинского зерна. Как это дороже?
– Для вывоза всего зерна альтернативы нет. Железная дорога в лучшем случае может перевезти 7 млн. тонн в год. Есть очень много сделок, очень много работы на то, чтобы увеличить это количество, для этого нужны инвестиции в зерновозы, новые пограничные переходы, новые поезда, условия страхования и лицензирования, европейский путь на украинских участках и т.д. То есть большинство этого займет несколько месяцев, несколько лет работы и потребует очень больших инвестиций, которых у нас нет, мы должны доказать их необходимость для Европейского союза, чтобы они их вложили, эти деньги.
Второй путь, который сейчас используется – это дунайские порты, это южный порт Одесской области, это порт «Измаил», но их пропускная способность очень маленькая, очень много лет не инвестировалось туда средств, там очень устарела перегрузочная техника, там очень маленькие глубины, чем меньше глубина, тем меньше осадка у судна, которое может подойти к причалу, и нужно больше судов, чтобы таскать эти грузы. К сожалению, у украинского Дунайского пароходства мало флота для этой операции.
Надо применять все пути, которые у нас есть. Это железная дорога, это Дунай и морской коридор.
То есть они делают все, что могут, и даже больше, они работают очень много часов в сутки, но там огромные очереди, и этот путь тоже все зерно не поможет вывезти, это невозможно. А для того чтобы расширить и инвестировать в новый флот, это проблема не одного месяца, это проблема на годы. Естественно, решать ее нужно, но скоро она не получится. Таким образом, нужно применять все пути, которые у нас есть. Это железная дорога, это Дунай и морской коридор.
- 22 июля представители Украины и России подписали с ООН и Турцией отдельные зеркальные соглашения, направленные на разблокирование экспорта зерна из Украины на фоне глобального продовольственного кризиса, вызванного полномасштабным вторжением России на украинскую территорию. Однако на следующий день, 23 июля, Россия атаковала Одесский морской торговый порт крылатыми ракетами типа “Калибр”.
- Первое судно с украинским продовольствием 1 августа вышло из Одесского порта, сообщил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. По его словам, речь идет о судне Razoni, которое под флагом Сьерра-Леоне направилось в порт Триполи в Ливане. Оно будет двигаться по коридору, безопасность которого подтверждена гарантами – ООН и Турцией. 2 августа президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что судно с украинским зерном прибыло в Турцию. 3 августа представители Украины, Турции, ООН и РФ завершили инспекцию первого судна с украинским зерном, вышедшим из одесского порта 1 августа.
Масштабная война России против Украины
24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована…