У Украины есть черты государства XXI века, которые еще только зреют на Западе. Украину не замечали из-за советского и российского колониального нарратива. Во время весны 2022 года, во время ожесточенного отпора агрессии России, мир принял вне всякого сомнения то, что Украина – субъект, а не объект истории, считает известный историк Тимоти Снайдер.
Этот тезис он доказал во время лекции «Постколониальная Украина: значение сопротивления», организованной Йельским центром британского искусства. Снайдер, профессор Йельского университета, автор исследований истории Восточной и Центральной Европы изложил слушателям краткую версию истории земель и формирования украинцев, объяснив почему именно колониальный взгляд на Украину долгое время определял ее историю. И то, что сейчас украинский вопрос обсуждается с позиции самой Украины, есть огромная заслуга в первую очередь украинского войска и гражданского общества.
События в Украине определяют, каким будет мир
«Если бы украинцы не оборонялись, мы бы говорили о них совсем с других позиций. Хотя, конечно, и тогда Украина никуда не исчезла бы из истории. Но именно украинцы и их сопротивление дали нам возможность не только по-другому посмотреть на Украину, но и на мир, в котором мы живем»
Украинцам пришлось сдавать экзамен, который перед многими другими даже не представал
«Но украинцам пришлось сдавать экзамен, который перед многими другими даже не представал, потому что, по моему мнению, никто не должен доказывать свое право на существование, свое тождество столь трудным способом», – подчеркнул в своей лекции историк Тимоти Снайдер, являющийся одним из известных исследователей истории Восточной Европы.
Античная греческая колония
Взгляд на нынешние украинские земли как на колонию, обеспечивающую метрополию хлебом – основным продуктом питания, встречается с самого начала европейской истории. Ведь хлеб в Грецию еще во время основания Афин поступал из черноморских греческих колоний. При этом греки поселили на берегах Борисфена (Днепра) своих воображаемых животных, вроде грифонов и других мифических существ.
«Я хочу обратить ваше внимание на право колонизатора рассказывать свои истории о колонизированном пространстве. Ибо только сейчас украинцы начинают отвоевывать свое право рассказывать о себе самостоятельно», – объясняет Снайдер, как формируется колониальный нарратив.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Исторический фактчекинг» взглядов Путина: историки называют факты, которыми манипулирует президент России
Византия и основание христианского Киева
Если западноевропейская история связана с Византией опосредованно, через тексты, которые сохранила Восточная Римская империя, Украина имеет гораздо более глубокую связь с Константинополем.
Царьград (Константинополь), по мнению Тимоти Снайдера, является одним из основателей Киева, по крайней мере, Киева христианского, того, о котором сохранились исторические знания.
Когда викинги, получившие контроль над Киевом, обратились на христианство, они избрали восточный, а не западный вариант этой религии, и вместе с ним они приняли язык, ставший языком власти и закона.
«Я вспоминаю об этом, потому что сейчас президент Путин рассказывает легенды о том, что украинцы и россияне являются одним народом, потому что в Киеве состоялось крещение жителей Руси. Но это анахронические истории, детские сказки, потому что никаких украинцев и россиян не существовало тогда, когда не существовало никаких модерных наций», – объясняет Снайдер.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Тайны граффити Софии Киевской. Язык периода Украины-Руси
Великое княжество Литовское. Речь Посполитая
После распада Руси, большинство ее территории отходит к Великому княжеству Литовскому, которое берет на себя и язык и законы Киевского государства. «В XIII-XVI веках это было величайшее государство Европы и последнее важное языческое государство. Тогда язык, пришедший из Византии, становится государственным языком Литвы, языком законодательства и политики. А когда Литва объединяется с Польшей в Речь Посполитую, традиции Греции, Рима, Византии и Киева, сохраняются в этом новом государстве», – продолжает американский историк.
Но в эпоху Ренессанса Киев перестает производить и распространять свою собственную традицию и становится объектом колониального угнетения.
Ренессанс – это время географических открытий. Наступает время, когда законы Киева, еще сохранявшиеся при литовской власти, заменили на территории Украины польские законы. Это были законы, которые в первую очередь касались землевладения, и они сделали возможным колонизацию украинских земель.
Возникла колониальная ситуация
Во времена великих географических открытий поляки объединили восток и запад – зерно из колоний обменивалось на золото и серебро из колоний из Нового света.
В это же время украинцы становились невольниками. Возникла колониальная ситуация – те, кто владеет землей, говорят на другом языке и исповедуют другую религию, чем большинство населения, работающих на них.
Это приводит к казачьему восстанию 1648 года, которое имело и признаки антиколониального движения и зачатков национального движения. Но казаки не могли справиться самостоятельно с силами польско-литовского государства, так что на помощь они позвали восточного царя.
«Московия в то время была азиатским царством, и только благодаря союзу с казаками она обернулась на Запад. Что касается казаков, то с помощью Московии им удалось разрушить польско-литовское государство. Но это не значит, что казаки добились своих целей. Они не получили тех прав, о которых мечтали, и сами к 1775 году перестали существовать в том, что стало Российской империей», – напоминает Тимоти Снайдер.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Новый украинско-польский союз: реалии и перспективы
Различные национальные нарративы
Свое название новая империя со столицей в Москве в 1721 году сознательно вывела из названия старой Руси со столицей в Киеве.
Самой Москвы во времена, когда Киев переживал свой расцвет, еще не существовало, или она играла роль координационного центра для сбора дани для Золотой Орды.
«Итак, связь между Москвой и Киевом была сконструирована задним числом», – объясняет американский историк и добавляет, что на этом начал строиться существующий до сих пор новый миф.
- История в подаче русских историков, по мнению Снайдера – это история доказывания права властвовать на определенной территории.
- В то время как в Украине такие историки как Михаил Грушевский формировали историю вокруг народа, тяготности его культуры, языка, обычаев, устной истории.
При том, что деятели тогдашней украинской культуры горячо выступали в защиту этнической украинской культуры, сами они были разного этнического происхождения. Михаил Грушевский и Вячеслав Липинский имели польские корни, Милена Рудницкаяк примеру, не было еврейского происхождения.
«Я вспоминаю об этом, потому что Украина в итоге приняла не этническую трактовку украинцев, а гражданскую, ту, которую мы видим сегодня», – объясняет Тимоти Снайдер.
В этой связи профессор вспоминает еще один российский миф об Украине, когда каждого сознательного украинца записывают в «нацисты».
«Любые, кто критиковал Советский Союз, назывались «нацистами». Россия делает так же
Так есть сейчас, так было и в 1930-х годах, когда жившая тогда в Польше Милена Рудницкая ездила по Европе и рассказывала о Голодомор в Украине. Чтобы скомпроментировать ее, советские власти назвали ее «нацисткой», хотя она была еврейкой по матери и не имела ничего общего с нацистской идеологией.
«Любые, кто критиковал Советский Союз, назывались «нацистами». И тогда и сейчас это не означало ничего другого, чем «те, кто против нас», – проводит исторические параллели Снайдер.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Русский мир», «победобесие», «рашизм». За какие идеологии Кремль сражается в Украине?
Колониальные фантазии Сталина и Гитлера
С эксплуатацией плодородных украинских земель оба диктатора связывали свои мечты о мировом господстве, которые привели к Голодомору, Второй мировой войне и косвенно к Холокосту, утверждает Снайдер.
Контроль над украинскими землями был целью Гитлера во Второй мировой войне, по крайней мере, на территории Европы, убежден исследователь.
Поэтому территория Украины была наиболее смертоносным местом на Земле с начала 1930-х годов до середины 1940-х.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Вторая мировая война. Потери Украины
Украина до 24 февраля и почему ее не замечали?
Сопротивление, которое оказывает Украина широкомасштабной российской агрессии с 24 февраля этого года, удивило многих людей на Западе. Они ведь не ожидали этого от Украины.
Украина имеет черты государства ХХІ века, еще не проявившиеся в западных государствах
Не ждали, говорит Тимоти Снайдер, потому что вообще не замечали Украину. А не замечали, потому что в восприятии Украины доминировало колониальное, насажденное СССР, а затем Россией видение.
«Когда говорят, что украинцы «фашисты», они подразумевают, что они дикие варвары и не такие, как мы. Хотя крайние правые в Украине являются маргинальной силой по сравнению с Америкой или той же Германией. Так же с коррупцией. Когда говорят, что украинцы коррумпированы, то имеется в виду, что они не могут соблюдать цивилизованные законы, поэтому они не такие, как мы. Есть много способов поставить под сомнение целесообразность существования Украины, и все они сейчас оказались ложными», – говорит профессор Снайдер.
Это потому, что Украина – нетипичное государство, не такое, какое они представляют на Западе. Но, по мнению Снайдера, она имеет черты государства ХХІ века, которые проявились в Украине раньше, чем они станут заметны в других западных государствах, как уже бывало в истории.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Десять причин, почему Украина должна победить – Тимоти Снайдер
Украинцы опережают время
Профессор Снайдер говорит, что не все в Украине это приветствовали, но после провозглашения независимости украинцы не проводили антиколониальную политику, они определяли себя, отрицая предыдущий период. Это, по мнению Снайдера, позволило стране, вышедшей из-под власти империи избежать жесткой политики внутри общества, попытки сделать его однородным за счет угнетения или вытеснения чужаков.
Это ключевая черта украинцев в истории, потому что не все в Украине решает централизованное государство
Смелость украинцев в отстаивании своего демократического выбора в 2004 году обеспечила украинцам право выбирать своего собственного лидера.
И этим украинцы определили себя как европейскую нацию, опирающуюся на индивидуальную ответственность и сотрудничество индивидов – гражданское общество.
«Это – ключевая черта украинцев в истории, потому что не все в Украине решает централизованное государство. Многое зависит от активности малых децентрализованных групп», – объясняет Снайдер.
Следующее ключевое событие, на которое обращает внимание профессор Снайдер, это избрание президентом Владимира Зеленского, который стал военным президентом, но избирался как политик, обещавший мир.
«Ни в Америке, ни в Германии, ни в других странах, такое было бы просто…