More
    ГоловнаВойнаГрузы по морю и реке. Как Украина в условиях войны частично...

    Грузы по морю и реке. Как Украина в условиях войны частично восстанавливает гражданское судоходство?

    За две недели работы «морского зернового коридора», безопасность которого подтвердили гаранты – ООН и Турция, из заблокированных ранее из-за войны украинских черноморских портов вышли 16 судов с сельскохозяйственной продукцией для девяти стран мира. Еще шесть судов зашли в порты «Одесса», «Черноморск», ​«Южный» для скачивания. Такие данные приводит Министерство инфраструктуры Украины. Отмечается, что до полномасштабной войны 80-85% аграрной продукции экспортировалось именно морским путем через порты Черного и Азовского морей. Остальные приходились на речные порты Дуная.

    В настоящее время порты украинского Придунавья – Измаильский, Усть-Дунайский, Ренийский остаются альтернативными путями отечественного экспорта.

    «Планируем их развивать, в портах будет проводиться дноуглубление», – прокомментировал текущее положение дел заместитель министра инфраструктуры. Юрий Васьков.

    Под украинское зерно ООН зафрахтовала судно

    Судно Brave Commander под флагом Ливана в порту «Южный», 14 августа 2022 года

    Судно Brave Commander под флагом Ливана в порту «Южный», 14 августа 2022 года

    Украинское зерно позволит спасти миллионы людей не только в Эфиопии, но и в Сомали, Йемене, Судане

    В Мининфраструктуры ожидают, что из порта «Южный» в Одесской области до конечного пункта назначения судно Brave Commander достанется не менее двух недель. Она будет транспортировать более 20 тысяч тонн украинского зерна. Всемирная продовольственная программа (WFP) ООН зафрахтовала судно под флагом Ливана для перевозки продовольствия в Эфиопию, которая истощена не только вооруженным противостоянием внутри страны, но и продолжительной засухой.

    «Украинское зерно позволит спасти миллионы людей не только в Эфиопии, но и в Сомали, Йемене, Судане», – отметила заместитель регионального координатора Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в Украине. Мариан Уорд.

    Вместе с новоназначенной гуманитарной координатором системы ООН в Украине Дениз Брауна также министром инфраструктуры Александром Кубраковым она приезжала в «Южном».

    Слева направо: Мариан Уорд, Дениз Браун, Александр Кубраков во время брифинга на причале порта «Южный», 14 августа 2022 года.

    Слева направо: Мариан Уорд, Дениз Браун, Александр Кубраков во время брифинга на причале порта «Южный», 14 августа 2022 года.

    Почти 18 миллионов человек в Украине нуждаются в гуманитарной помощи для выживания

    Среди прочего Дениз Браун отметила, что продовольственная опасность грозит и украинцам.

    Приводим фрагмент ее выступления на брифинге 14 августа в порту «Южный»:

    «Сегодня нас объединяет наша общая человечность – и мы склоняем головы в знак уважения и восхищения народом Украины, его отвагой и мужеством.

    Но этого недостаточно.

    Черноморская инициатива по зерну должна поддержать украинских земледельцев. И да, это займет время, но суда уже отправились (…)

    из-за войны сильно пострадало сельское хозяйство по всей Украине, а тысячи крестьян остались без доходов. Каждая третья семья страдает от продовольственной опасности.

    Из-за закрытия портов сотни тысяч людей остались без средств к существованию, в то время как война уже разрушает экономику Украины.

    В то же время почти 18 миллионов человек в стране нуждаются в гуманитарной помощи для выживания. И ситуация ухудшается каждый день».

    Судно Brave Commander загружается зерном для Африки.  Порт «Южный», 14 августа 2022 года

    Судно Brave Commander загружается зерном для Африки. Порт «Южный», 14 августа 2022 года

    Хватит ли зерна самой Украине?

    Как уверяет член парламентского комитета по аграрной и земельной политике Дмитрий Соломчук, Украине для внутреннего рынка собственного зерна полностью хватит Каждый год внутри страны потребляется максимум 20 миллионов тонн. И хотя объемы нового урожая будут меньше прошлогодних, сейчас прогнозируемые 65 миллионов тонн для Украины достаточны, отмечает народный депутат.

    Дмитрий Соломчук рассчитывает, что проблема с хранением урожая-2022, которая собирается без преувеличения кровью и потом, помогут решить международные партнеры.

    «Частные и правительственные фонды, в первую очередь, американские, будут предоставлять специальные 200-тонные агромешки. Урожай у них можно хранить до 24 месяцев. Дальше нужно вести разговор о капитальном строительстве зернохранилищ», – заметил парламентарий.

    Хроника морского «зернового коридора»

    1 августа – впервые за почти пол года полномасштабной войны России против Украины была частично снята блокада морских портов Великой Одессы. Под таким названием знают собственно Одесский порт и порты в 30-50 километрах от него – «Черноморск» и «Южный».

    Начало деблокады положил сухогруз Razoni.

    В течение двух недель черноморские порты Одесской области покидали находившиеся в них с 24 февраля суда, а также целенаправленно заходили новые под загрузку. Помимо Brave Commander это были балкеры Fulmar S (под флагом Барбадоса), Osprey S (флаг Либерии).

    Судно Fulmar S – первое, специально зашедшее под загрузку агропродукцией, а не находившееся в украинских портах с 24 февраля 2022 года

    Судно Fulmar S – первое, специально зашедшее под загрузку агропродукцией, а не находившееся в украинских портах с 24 февраля 2022 года

    По состоянию на сегодняшний день «морской зерновой коридор» работает в обоих направлениях – на выход и на вход в порты Украины, реализовано пять полноценных зерновых караванов по 2-3 судна в каждом.

    Министр инфраструктуры Александр Кубраков ожидает, что разблокировка портов принесет «не менее 1 миллиарда долларов валютной выручки для экономики и возможность для аграрного сектора спланировать посевную в следующем году». Он наметил цель – «выход на месячный объем перевалки в портах Большой Одессы в 3 миллиона тонн сельскохозяйственной продукции».

    Удастся ли достичь таких показателей по итогам «экспериментального августа»? Выводы делать пока рано, до конца месяца планируется привлечь еще около 10 судов под погрузку украинской агропродукцией.

    Путь «река-море»

    «Если бы не порты украинского Придунавья (порты в Измаиле, Килии, Рени – ред.), морская блокада вообще привела бы к коллапсу» – такое мнение в разговоре с Радио Свобода выразил инициатор проекта паромной переправы через Дунай «Орловка-Исакча» и основатель этого предприятия Юрий Димчегло.

    «Наши дунайские порты понемногу работали на экспорт зерновых. Они помогли решить не только недавний кризис с солью, но и топливный. Фурами по суше много не перевезешь. А тут пришел танкер-бензовоз на 3-5 тысяч тонн, растаможился внутри Украины, слился. По объему это 150 обычных автомобильных бензовозов», – говорит он.

    Освобождение от русской оккупации острова Змеиный позволило использовать устье Быстрое, соединяющее судоходным каналом Дунай и Черное море. Благодаря этому транспортному коридору для захода и выхода судов удалось разгрузить румынский канал Сулина.

    Правда, в конце июля после подрывов на минах судна «Госгидрографии» и плавкрана движение устьем Быстрым снова временно приостановилось.

    Устье Быстрое, соединяющее судоходным каналом Дунай с Черным морем, необходимо углубить. С румынским каналом Сулина оно должно работать в паре

    На днях через устье Быстрое из Черного моря в украинские дунайские порты прошли три судна – при имеющейся способности канала пропускать ежесуточно четыре-пять.

    «Оба канала, украинский и румынский, должны работать в паре. Тогда очереди судов существенно снизятся. Устье Быстрое необходимо углублять, оно мелководное. Чем меньше глубина, тем меньше осадка у судна, которое может через него пройти. Соответственно нужно больше судов для перевозки грузов. Из-за того, что канал Сулина имеет осадку в 7,5 метров, он способен заводить ежесуточно примерно 8 судов», – объясняет Юрий Димчегло.

    При том, что нынешняя пропускная способность украинских дунайских портов недостаточна, а имеющийся флот нуждается в серьезном пополнении и модернизации, Юрий Димчегло считает – перспективы у них большие. “Думаю, через порты украинского Придунавья мы способны экспортировать 2,5 миллиона тонн зерновых”, – предполагает он.

    Опыт полугодия войны, говорит Димчегло, доказал важность альтернативных путей. К тому же близость украинских дунайских портов к Румынии как к стране НАТО делает речной транспортный коридор безопаснее морского.

    Читайте також:  Российские войска пройдут шлюзы и опоры Каховской ГЭС – разведка

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини