Около 40% украинцев в 2020 году еще искали свою идентичность, свидетельствует опрос Института социологии НАН Украины в 2020 году. Большинство идентифицировали себя, в первую очередь, как граждан Украины (61,7%), но немало – как жителей какой-то деревни, города, области (27,4%), а еще небольшая часть видела себя гражданами бывшего СССР (3,4%) ). Словосочетанием «национальная идентичность» часто оперируют, но что это такое? Сформировалась ли она у украинцев? Но стоит ли бояться за ту идентичность для построения счастливого общества и успешного государства?
Национальная идентичность – это чувство принадлежности человека к определенной нации. Слово произошло от позднелатинского identitas («одинаковый») или же от idem («одинаковый»). В украинских законодательных актах «идентичность» обычно переводится как «самобытность».
«Это тождество, сходство почему-то, кому-то, но дальше сразу возникает вопрос к каждому человеку, с кем он себя отождествляет, к какому сообществу относит? Я – муж, отец, предприниматель, ученый, житель Киева. К тому же самоидентификация и то, как вас воспринимают другие люди, часто может не совпадать – здесь возникает проблема. Не все украинцы любят сало и борщ», – объясняет заведующий отделом этнополитологии Института политических и этнонациональных исследований имени Кураса НАН Украины, доктор политических наук Виктор Котигоренко.
«Идентичность берет свое начало по слабости человеческой натуры. Человек не мог выжить один в природе, поэтому вынужден вести коллективную жизнь. Так, естественно, сформировалась первая коллективная идентичность – семейная, а от нее сформированная на общности проживания – клановая. Впоследствии у группы появляется уже свой язык и культура. Случилось отделение «Мы» от «Они», – добавляет писатель и историк Александр Доний.
И что там с национальной идентичностью украинцев?
Идентичность никогда не завершена: пока существуют исповедующие ее люди, она находится в постоянном изменении, добавлении или отчуждении отдельных частей.
«Это непрерывный процесс трансформации идей. Была ли украинская нация во времена Богдана Хмельницкого? Была, но с совсем другим социальным составом слова «украинец» даже еще не было. Были украинцы уже времен Украинской революции, а были УССР. Даже современная украинская нация с 1991 по сегодняшний день претерпела значительные идейные изменения. Развитие нации постоянно, пока она существует», – говорит Виктор Котигоренко.
«Пока мы имеем собственное государство, поэтому наша идентичность не только отстаивает себя перед русским, но и конкурирует со всем миром за каждого украинцачтобы он выбирал наше сообщество, наше государство, наш язык, вместо прежде всего Москвы, но и Варшавы, Берлина, Лондона… Иначе у нас государство будет, язык будет, но если украинец не будет счастлив, не будет в него верить, то и не будет за нее бороться», – отмечает Олесь Доний.
Кроме того, есть разница между этнической нацией и политической (это все граждане страны), и идентичность у них отличается. Когда Украина защищает свой суверенитет, речь идет именно о политической.
«Я считаю, что украинская нация – это многосложное сообщество, безусловно, с этноукранским сердечником. Человек принадлежит к украинскому сообществу не тогда, когда родился в Украине или имеет наше гражданство, а когда Украина, его язык и культура становятся ценностью. Независимо от происхождения, языка общения, кем себя человек считал в прошлом, если он сегодня ценит украинское сообщество, его признаки, он наш, – рассуждает Виктор Котигоренко. – Пожалуйста, не забывайте: этнический русский тоже может быть украинцем. Прямо сейчас этнические россияне защищают нас на фронте, а некоторые украинцы выступают наводчиками вражеской артиллерии».
Можно ли читать Достоевского, слушать «Сплина» и при этом оставаться украинцем?
«Главное, кем вы себя чувствуете и как ведете себя в общественной жизни, – отвечает Виктор Котигоренко. – Давайте не путать понятия «ценность» и «заинтересованность», «интересы».
В свободной стране никто не может запретить другому читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы на любом языке мира и любого автора. Это индивидуальный выбор и ответственность за употребление информации.
«Мне постоянно упрекают, что я включаю к украинцам, например, Булгакова, – рассуждает Александр Доний, – но он украинец по рождению и гражданин Гетманата времен Скоропадского. К тому же никто не может мне запретить считать его украинцем, как вам не считать. Я оперирую, прежде всего, правом земли, каждый рожденный и возросший на территории Украины – украинец. Конечно, мы заинтересованы, чтобы у украинцев не было взглядов на уничтожение нашего государства, но люди бывают разные…»
Украинская и российская идентичность – враги?
Украинцы сыграли важную роль как в становлении Российской империи физически, так и в идейном измерении: Брюховецкий, Прокофьевич, полковник Галаган.
«Знаете, кто первый автор идеи о воссоединении двух народов? Пантелеймон Кулиш в «Истории воссоединения Руси», а он пропагандировал слово «украинец», сделал алфавит. Костомаров считал, что украинцы не способны к государственному строительству. Так он обосновывал, зачем украинцам быть с россиянами», – говорит Александр Доний.
Речь идет о том, что Кирилло-Мефодиевское братство, в котором участвовал и Тарас Шевченко, в 1845-47 годах выступало с проектом создания конфедерации славянских народов на основе демократии и христианства, но не собственного государства. Да и даже Центральная Рада мыслила себя автономией в составе империи более полугода своего существования, пока в Четвертом универсале не провозгласила независимость УНР.
«Нам повезло, что Россия не захотела признавать Тараса Шевченко как русского писателя, ведь он писал прозу на русском. Для нас было бы хуже, если бы они восприняли нашу литературу как свою и захотели ее ассимилировать», – уверен Александр Доний.
Однако хотя на определенном отрезке в связи с историческими обстоятельствами украинские элиты и мыслили себя отдельным народом вместе с Россией, идентичность этих народов всегда была разной.
«Патриотизм в русском понимании – любовь к собственной Родине, стране, в российском – служение государству. Украинец не служит власти, государственным институтам, а развивает свою страну и нацию. Сегодня наши ребята воюют не за партию, не за президента, а за наше пространство, нашу государственность, наше сообщество», – уверен Виктор Котигоренко.
Но противопоставление этих самобытностей не нужно доводить до постоянного их противопоставления, считает Александр Доний.
«Постоянное соревнование с русским только унижает нашу культуру – это мелко и мало. Когда на твою землю приходит враг, нужно дать ему отпор, выбить, но постоянно рассматривать российских музыкантов, пропагандистов, их фильмы… Я хочу, чтобы украинцы были не хуже финнов, поляков, итальянцев», – утверждает писатель.
Украинцы, которым нравится Россия
Статья 34 Конституции Украины гласит: «Каждый имеет право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений», поэтому пока человек не призывает к свержению строя или нарушению границ Украины, с ним возможен только диалог.
«Безусловно, изменников, переходящих на сторону врага, нужно наказывать. А есть просто люди с российской идентичностью, которые не делают зла Украине, платят налоги и соблюдают закон – за них нужно бороться. Назвать их «малороссами» – значит использовать российские нарративы, дробить, уменьшать нацию. В России навязывание ее идентичности идет с танками, мы же должны овладевать разумом любовью и интеллектом», – считает Александр Доний.
Конечно, между людьми внутри нации есть отличия, но если сохранять культуру диалога – уметь слушать, давать слово оппоненту, аргументировать собственную позицию – можно прийти к консенсусу, считают наши собеседники.
Артур Гмыря
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
Мы работаем с обеих сторон линии разграничения. Если вы живете в ОРДЛО и хотите поделиться своей историей – пишите нам на почту [email protected], в фейсбук или звоните по телефону на автоответчик 0800300403 (бесплатно). Ваше имя не будет раскрыто. Материал опубликован на языке оригинала