После февральского вторжения России собранные в Украине урожаи рискуют загнить в хранилищах или на кораблях, что вызывает опасение усиления глобального голода.
До войны Украина ежемесячно экспортировала более 5 миллионов тонн зерна, большую часть из-за своих портов на Черном море.
Однако теперь российские военные корабли блокируют эти порты, делая невозможными такие перевозки и наносят удар по мировым поставкам продовольствия, не говоря уже об аграрном секторе Украины.
Украина, ее соседи и ЕС сейчас пытаются найти другие пути доставки украинского зерна на рынок, а железная дорога становится целесообразным вариантом, невзирая на множество логистических проблем.
Украина дает 42 процента подсолнечного масла, продаваемого на мировом рынке, 16 процентов кукурузы и 9 процентов пшеницы – и целые страны, особенно на Ближнем Востоке и в Африке, зависят от украинского импорта этих продуктов.
Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бизли предупредил, что вторжение России в Украину рискует превратить «житницу мира в нуждаемость» миллионов людей.
Россия заявила, что снимет блокаду, если западные санкции будут отменены. Это требование министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба охарактеризовал как попытку «шантажа».
Украина также обвиняет Россию в хищении ее зерна и попытках продать его другим странам, и ООН говорит, что есть неочевидные доказательства, подтверждающие это обвинение.
Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис предложил создать военно-морскую миссию с участием «коалиции желающих» для сопровождения украинских кораблей через Черное море. Учитывая страх эскалации конфликта, пока это остается лишь идеей.
Хотя количество зерна, отгружаемого по железной дороге – около 760 000 метрических тонн в начале мая, – эксперты предупреждают, что новые планы использования поездов для транспортировки зерна являются лишь временным решением.
«Если вы посмотрите на эти цифры, я имею в виду, они неплохие. Однако, если взглянуть на них в перспективе, то в Украине более 20 миллионов тонн зерна, которое нужно отправить во внешний мир», – сказал Гарри Неделюдиректор по политике и развитию бизнеса в Rasmussen Global, аналитическом центре, основанном бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном.
Украина фактически контролирует 80 процентов своей территории. Следовательно, 80 процентов этих сельскохозяйственных угодий обработано и зерно есть. Просто 90 процентов украинского экспорта идет преимущественно через Одессу. А этих [портів] нету. Очень тяжело заменить это по железной дороге», – сказал Неделю Радио Свобода, предсказав, что головоломка с урожаем может стать еще большей проблемой, когда его соберут летом.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Ракетные удары России усугубляют глобальный продовольственный кризис.
«Корабли-призраки»
Андрей Ставницерсовладелец зернового терминала ТИС под Одессой заявил, что 24 февраля, вскоре после безосновательного вторжения России в Украину, заблокированные российскими минами и военными кораблями черноморские порты страны прекратили работу.
«В украинских портах застряли около 80 кораблей. Некоторые из них пустые. Некоторые имеют грузы. Их экипаж разбросан по всему миру. По сути это корабли-призраки, которые не могут покинуть Украину», – сказал Ставницер телеканала «Настоящее время», созданном Радио Свобода с участием «Голоса Америки», в середине мая.
По оценкам Ставницера, Украина теряет около 15 млрд долларов, не вывозя зерно на рынок. «Это колоссальный удар по украинской экономике и украинским фермерам», – сказал он телеканалу «Настоящее время».
В Брюсселе еврокомиссар по транспорту Адина Валеан назвала проблему обхода российской морской блокады “колоссальной” и 12 мая заявила, что Европейская комиссия будет работать с правительствами ЕС, чтобы создать новые эффективные транспортные маршруты для украинского зерна.
Европейская комиссия объявила, что создает «пути солидарности», чтобы Украина могла экспортировать зерно. Комиссия пообещала миллиарды евро инвестиций в инфраструктуру.
Сейчас украинские сельскохозяйственные товары вывозят из Украины только по суше или на баржах через реку Дунай, к тому же транспортировку по железной дороге преобладают. Однако возникли трудности из-за разницы железнодорожных путей, которые используются в Украине еще с советских времен. Это значит, что на границе груз перемещают в новые вагоны.
Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков сосредоточился на модернизации железнодорожной инфраструктуры на западе Украины, которая должна быть приоритетной ЕС.
«Железнодорожный транспорт может частично взять на себя все перевозки сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна, – сказал Кубраков. – Однако транспортировка грузов усложняет низкая способность пересечения границы на западе Украины, которая не рассчитана на перегрузку таких объемов».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Договорились договариваться»: Боднар о переговорах между Россией и Турцией по украинским портам
Несмотря на материально-техническую заминку и постоянную угрозу российским ударам, все больше и больше украинских сельскохозяйственных товаров попадает на железнодорожные пути.
Как сообщает государственная компания «Укрзализныця», на которую ссылается издание о товарных рынках Argus blog, с 1 по 16 мая по железной дороге экспортировали около 768,3 тысячи тонн украинского зерна. Для сравнения 642,5 тысяч тонн – в апреле и 415,9 тысяч тонн – в марте.
Ожидается, что эти цифры продолжат расти в ближайшие месяцы благодаря углублению сотрудничества между Украиной, ее соседями и партнерами.
Литва получила первую железнодорожную поставку зерна из Украины для дальнейшего отправления из своего порта Балтийского моря Клайпеды, сообщила 24 мая государственная железнодорожная компания LTG. «Мы ожидаем повысить ежедневные поставки из Украины до одного поезда, каждый из которых будет загружен зерном до 1500 метрических тонн и другими сельскохозяйственными продуктами для экспорта через Клайпедский порт», – сказал спикер LTG Мантас Дубаускас.
В Австрию 6 мая прибыл поезд с 2000 тонн украинской кукурузы.
Стоя перед вагоном, украшенным австрийским и украинским флагами, министерка сельского хозяйства, устойчивого развития и туризма Австрии Элизабет Кестингер заявила, что отправление означало создание “зеленого коридора” для перевозок важных грузов между двумя странами.
Экспорт зерна и кормов для животных не может выходить из Украины морским путем. Поэтому мы создаем «зеленые коридоры», – сказала Кестингер.
Посол Украины в Австрии Василий Химинец назвал новый сухопутный путь важным символом сотрудничества с партнерами. «Мы ищем пути снабжения мира продовольствия», – сказал Химинец и добавил, что 600 тысяч тонн украинского зерна могут ежемесячно экспортироваться разными наземными маршрутами.
Другие страны также начали создавать собственные маршруты “зеленого коридора”, сказала Кестингер. Такие наземные пути во время этой войны используются, чтобы помочь гражданскому населению, пытающемуся уйти от боевых действий.
Австрийские железные дороги уже трижды в неделю перевозят украинские грузы в Северную Германию через Словакию, Чехию и Польшу поездами, которые могут перевозить до 2000 метрических тонн.
Чешские железные дороги недавно перевезли в ЕС 1800 метрических тонн украинской кукурузы. Груз кукурузы должен быть отправлен в Египет из немецкого порта Браке.
Румынская помощь?
Следуя Украине, имея доступ к Черному морю, Румыния – и, в частности, ее порт Констанца – также играет неотъемлемую роль в усилиях Украины обойти российскую морскую блокаду.
Поезда, грузовики и баржи используются для транспортировки украинской сельскохозяйственной продукции из небольших дунайских портов, таких как Рени и Измаил на юго-западе Украины.
Однако это занимает много времени и не хватает инфраструктуры, отметил Недельку. «Есть определенные трудности, потому что нужно перевозить по железной дороге, и поставить это в европейскую железнодорожную сеть, потому что она не такого размера. Потом приходится ехать через всю Румынию до Констанцы. Или на барже через Дунай, а затем спускаться в Констанцу».
По данным Румынской службы Радио Свобода, время ожидания на таможенном пограничном переходе Сирет составляло до 30 дней, а на переходе в Халмеу – 28 дней.
Болгария заявляет, что сейчас обновляет инфраструктуру и готова помочь экспортировать украинские запасы из порта в Варне.
В ближайшие месяцы, когда летний урожай пшеницы, ячменя и кукурузы в Украине будут собирать в июле и августе, эта головоломка может стать еще сложнее, что также будет оказывать давление на собственные хранилища этих стран, заявили чиновники ООН.
И убирать урожай будет не только Украина, – отметил Неделько, подчеркнув еще одну потенциальную проблему.
«Мы должны иметь в виду, что это не только Констанца, это несколько портов в Польше и других местах, но эти страны будут собирать собственное зерно. Они тоже должны отгружать свое зерно. Румыния также имеет свое зерно для отправки», – отметил Недельку.
«Как только наступят летние месяцы, в сущности, возникнет такая проблема: перенаправить… зерно из Украины, но также и зерно из этих стран. Итак, как вы понимаете, это вызов».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Минагрополитики работает над организацией временного хранения зерна – Дмитрасевич
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Оккупационные войска РФ начали вывозить зерно из Мелитополя поездами – мэр Федоров
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Лавров в Турции, украинское зерно и битва за Северодонецк
Масштабная война России против Украины
24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована территория Беларуси. На юге российская армия, в частности, оккупировала часть Запорожской и Херсонской областей, а на севере районы Сумщины и Черниговщины.
Полномасштабное вторжение президент РФ Владимир Путин называет “специальной операцией”. Сначала ее целью определяли «демилитаризацию и денацификацию», впоследствии – «защиту Донбасса».
Российские власти заявляют, что армия не атакует гражданские объекты. При этом российская авиация, ракетные войска, флот и артиллерия каждый день обстреливают украинские города. Разрушениям подвергаются жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры.