ЛЬВОВ ‒ Украинские перевозчики простаивают в очереди 7-10 дней, чтобы перевезти груз в европейские страны через украинско-польскую границу. Подобная ситуация наблюдается уже не первый месяц. Чем это вызвано? Почему дальнобойщикам приходится больше недели жить в машине? Какие пути преодоления проблемы?
- Во Львовской области очередь из грузовых автомобилей достигает от 10 до 35 км.
- В Волынской области в пункт пропуска «Ягодин-Дорогуск» в очереди, растянувшейся более чем на 50 км, более 2500 фур.
- Второй день на польской стороне бастуют перевозчики Польши.
- Очереди грузовых автомобилей есть на въезд грузового транспорта из Польши в Украину, но значительно меньше.
В Новояворовске, а это за почти 35 км до пункта пропуска «Краковец-Корчевая», уже стоят фуры. Такая же ситуация здесь была месяц назад.
Водитель из Львова Максим работает перевозчиком с 2010 года. Он рассказывает, что очереди грузового транспорта были на въезд в Украину или выезд из Украины всегда, но стоять приходилось один-три дня.
Фактически одна поездка выходит в месяц
«Таких больших очередей, как сейчас, во время войны, я не помню. Уже стою 10 дней, а я даже не заехал в терминал. Еще там буду день, а может, полторы. Пока разгрузлюсь в Польше, растаможусь, загрузлюсь, а еще есть режим работы, когда ты должен отдыхать 45 часов.
Обратно возвращаешься в Украину и там тоже очереди, хоть не такие. Фактически одна поездка выходит в месяц. Стоишь на обочине, в поле нет никаких условий. Все беру с собой: и газ, и фонарик, и воду, и еду. Здесь местные люди возят воду и можно заказать еду»– рассказывает Максим.
Транспорт, который перевозит опасный груз или быстро портящийся, проезжает отдельной очередью. Например, почти сутки стояла фура, которая везла в Европу лошадей. Хоть машину пропустили приоритетной очередью, но после прохождения таможенного контроля на украинской стороне водитель более 5 часов ждал, чтобы его пропустили на польский пункт «Корчева».
Польская сторона не берет машин
«Вот я заехал в восемь часов, пройдя весь контроль на украинской стороне. А теперь – первый день. Как остановился – все. Польская сторона не берет машины. Тупо стоишь и смотришь, что вот-вот может начать пропускать. Но нет. Пока в Польшу заедешь, пройдешь контроль, рабочее время закончится», – говорит водитель Евгений.
Проблема с перевозкой длится месяцами
С началом полномасштабного вторжения России на территорию Украины экспорт и импорт товаров Украина осуществляет автомобильные и железнодорожные пути, поскольку не функционируют авиаперевозки, заблокированы морские пути. Следовательно, возрос перечень товаров, которые фурами экспортирует Украина и подлежащих ветеринарному и санитарному контролю. Это замедляет процесс пропуска машин, вдобавок возросла и численность самого грузового транспорта.
Осуществляем оформление около 300-350 грузовых автомобилей в сутки в направлении Украины
В течение последнего месяца стоит до тысячи грузовиков в очереди, которые намерены выехать в Польшу. Сегодня – около 650.
Мы осуществляем оформление около 300-350 грузовых автомобилей в сутки в направлении выезда из Украины. На оформление пограничной и таможенной службами пустого автомобиля уходит до 10 минут.
Грузово-транспортные средства, перемещающие грузы, подлежащие дополнительному виду контроля, а это фитосанитарному, санитарному, ветеринарному, такое транспортное средство оформляется дольше»– объясняет Сергей Верельникначальник отделения инспекторов пограничной службы “Краковец”.
С 1 сентября изменено движение грузового транспорта по пунктам пропуска с украинской стороны на украинско-польской границе. В частности, “Ягодин” пропускает только грузовые машины, в “Краковке” увеличили количество полос для фур. Но это, по сути, не изменило ситуацию по уменьшению очередей.
Один стационарный большой рентген был на польской стороне, так и остался
«Как были на польском пункте пропуска два веса, на которых должны считаться каждая машина, так они есть. Один стационарный большой рентген был на польской стороне, так и остался один. Он работает на полную мощность, на пределе возможного. Надо доставлять и вес, и рентген аппарат. Надо комплексно перестраивать инфраструктуру»– отметил специалист по логистическим вопросам Ростислав Базилевич.
Украинские таможенники и пограничники на пункте пропуска «Краковец» отмечают, что могут пропускать из Украины большее количество машин.
Польской стороне известна наша ситуация
«Украинская сторона может обеспечить на таможенном постовом пункте «Краковец-Корчева» пропуск 350 машин за 12 часов, за сутки – это 700. Соответственно, уменьшилась бы очередь. Польской стороне известна наша ситуация, которая есть с очередями»– говорит Виталий Богданглавный государственный инспектор таможенного отдела в пункте пропуска “Краковец”.
Перевозчики теряют деньги
Ежедневно украинские перевозчики из-за очередей грузового транспорта, то есть простой машин, не получают прибыль, в среднем эти косвенные расходы составляют около 400 евро с одного грузовика. То есть такую сумму может зарабатывать на перевозке фура в день. Ростислав Базилевич рассказал, что выросли расходы на горючее, суточные для водителя.
Инфраструктура не отвечает потребностям и увеличению транспортного потока
«Проблемы с перевозкой начались с началом полномасштабного вторжения России на территорию Украины. До этого многие автомобили ездили в Литву, Латвию, Эстонию через пункты пропуска с Беларусью, туда же ехали машины с товаром в Россию.
Все перевозки переключились на западную границу. Транспортный поток вырос в пять раз, по моим подсчетам. Пункты пропуска не могут пропустить такое количество машин.
Мала пропускная способность: слишком мало работников на польской стороне, там есть проблемы с ветеринарами, которые запустили круглосуточную работу, но их мало, они тихо бастуют, потому что недовольны зарплатой, поэтому медленно пропускают транспорт. Инфраструктура не отвечает потребностям и увеличению транспортного потока»– рассказывает Ростислав Базилевич.
5 сентября польские перевозчики в Польше начали забастовку перед пунктом пропуска “Дорогуск-Ягодин” на украинско-польской границе. Они перекрыли трассу и ограничили движение транспорта. Ежечасно пропускают по два грузовика: один с товаром и один пустой. Из-за чего движение замедлилось и с украинской стороны очередь фур достигает более 50 км в сторону Польши.
Водители требуют:
- чтобы был нотлаженный польской стороной круглосуточный фитосанитарный и ветеринарный контроль,
- чтобы украинская сторона пропускала вне очереди пустые фуры.
Следует решать вопрос с открытием новых пунктов пропуска
«Шаги, которые может сделать власть для улучшения ситуации с перевозками, краткосрочные и долгосрочные. Можно, кроме «Ягодина», другие пункты сделать пропускными только для грузового транспорта. Также, чтобы облегчить жизнь водителям, нужно как можно быстрее создать специальные стоянки, места для ожидания. Важно решать вопрос с открытием новых пунктов пропуска на западной границе», ‒ говорит Левко Прокипчукэксперт по таможенному законодательству.
До конца года, как сообщили Радио Свобода во Львовской Военной администрации, перед пунктами пропуска “Шегини”, “Рава-Русская” и “Краковец” начнут работать стоянки для грузового транспорта и введут электронную очередь.
- Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во время брифинга 5 сентября отметил, что проблемы на украинско-польской границе возникают из-за недостатков работы польской и украинской сторон.
- По словам польского премьера, 9 сентября этот вопрос он обсудит с украинским премьером. Денисом Шмыгалем.
- По словам перевозчиков, в зимний период они будут тратить больше горючего, а это повлияет на рост цен на перевозку и, соответственно, на перевозимые товары.