(Рубрика «Мнение зрения»)
Мартына Богуславец
В скором времени в Украине может появиться еще один госорган и первый институт, который будет заниматься восстановлением государства – Агентство по восстановлению Украины от последствий войны. Главное, что здесь уже настораживает – слово «государственный» и в структуре исполнительной власти.
То есть одной рукой власть будет сокращать «аналоговых» чиновников и переходить в режим paperless, как анонсировала в Лугано во время презентации Плана восстановления, а другой – создавать новый институт с теми же госслужащими. Перейдут ли туда специалисты и руководители по потенциальной «армии безработных» госаппарата или будут набирать специалистов по прозрачным конкурсам – остается вопросом. Сейчас же во время войны набор во властные структуры проводят без конкурсов. Это и будет одним из рисковых моментов будущего агентства.
Инициировал шаг создания нового государственного органа секретарь Нацсовета по восстановлению Даниил Гетманцев, мотивируя тем, что у Нацсовета как совещательного органа нет достаточных полномочий. По крайней мере, таких, которых имел бы госорган. Официальные и публичные письма пошли на сопредседателей Нацсовета Руслана Стефанчука, Дениса Шмыгаля и Андрея Ермака.
Что будет делать агентство?
Ожидается, что главной функцией агентства будет координация и мониторинг выполнения 10-летнего Плана восстановления. Доступа к распоряжению и использованию средств у нее нет. Именно такова ее миссия озвучена политиками при обсуждениях Плана восстановления.
Новому органу исполнительной власти планируют поручить:
- координацию работы органов исполнительной власти по выполнению Плана восстановления Украины от последствий войны;
- разработка предложений в План восстановления с последующей передачей их на рассмотрение Национального совета;
- ведение сайта План восстановления;
- проведение переговоров с иностранными партнерами и МФО по финансированию мероприятий Плана.
Сейчас выглядит так, будто создают Нацсовет-2 с несколько более расширенными функциями и оплатой труда или Министерство с «урезанным» функционалом.
Поскольку первый этап Плана восстановления стартует уже во время войны и предусматривает восстановление критически важных объектов инфраструктуры (котельные, сети, водоканалы, станции), очевидно, что медлить с созданием государственного органа (нового или в структуре ЦОИВ) не будут.
В ближайшие две недели может состояться заседание Нацсовета, в ходе которого будет принят проект Плана восстановления Украины. Тогда же ожидается движение по созданию агентства.
Антикоррупционные предохранители
Коррупционные риски могут быть особенно опасны сейчас, когда срабатывает обманчивое «война все спишет». Но это не так. Каждый шаг власти должен быть продуман. К нему приковано внимание международных партнеров. Ведь каждая украденная гривна, доллар или евро в результате неисправления корризов может поставить на стоп все дальнейшее финансирование процесса восстановления.
Поэтому для эффективной работы агентства, даже как госоргана, во власти должны ответственно подойти к его созданию без «классических» уже закрытых назначений и учесть рекомендации со стороны экспертной среды и общественного антикоррупционного сектора.
- Исключительно координация выполнения плана. Агентство должно быть наделено сугубо полномочиями по координации выполнения Плана восстановления и мониторинга процессов. Без права распоряжения средствами восстановления и закупок.
Иначе будет еще один государственный орган со своими программами на финансирование.
- Возвращение конкурсов. Агентство должен возглавить руководитель, который будет избираться по прозрачному и открытому конкурсу с участием международных партнеров, изъявивших желание делегировать своих представителей в состав конкурсной комиссии. Эти же комиссии должны организовать конкурсы по подбору другого персонала агентства. Да, несмотря на войну.
В нынешних условиях (без конкурсов) это может стать органом с ручным управлением, когда его руководитель будет зависим от министров в то время, когда должен следить за выполнением плана, в том числе министерствами.
- Рабочие группы и общественность. У агентства должен быть обеспечен доступ общественности к работе в рабочих группах по направлениям с возможностью предоставления своих предложений.
Сейчас эта возможность в Нацсовете, несмотря на привлечение 2500 экспертов к подготовке проекта плана, реализуется предложениями на электронную почту. Такой подход нужно исправлять реальным привлечением специалистов на общественных началах на протяжении всего процесса.
- 50% международников в надзорном органе. Агентство должно иметь надзорный орган, в состав которого обязательно должны присутствовать представители международных партнеров (50%), представители властных структур Украины (40%), представители общественности (10%).
Для этого следует внести изменения в действующее законодательство. Ведь сейчас ни один из центральных органов исполнительной власти не имеет наблюдательного совета.
Решения должны приниматься ⅔ голосов членов. К основным полномочиям надзорного органа должны быть отнесены:
- обязательное согласование проектов нормативных актов и актов агентства с наблюдательным советом;
- инициирование внепланового аудита деятельности агентства с привлечением международных аудиторских компаний;
- выражение недоверия руководству агентства по результатам выявления нарушений или злоупотреблений, что отражено и подтверждено отчетом аудиторов – это повлечет за собой автоматическую отставку и объявление конкурса на такие вакантные должности;
- заслушивание отчетов руководителя – не менее 2 раз в год.
Поскольку это первый профильный институт процесса восстановления, к его созданию и функционированию будет приковано внимание международных партнеров, инвесторов. Именно от них будет зависеть дальнейшее финансирование мер плана. Поэтому агентство должно создаваться и осуществлять свою деятельность на основе прозрачности и подотчетности, с обязательным вовлечением в ее деятельность представителей международных партнеров.
Агентство создано. И? Что дальше?
Агентство начнет «сводить» первый этап восстановления – координировать выполнение плана, который ввиду обстрелов будет обновляться. Кроме обеспечения дальнейшей ее деятельности, параллельно будут образовываться другие учреждения по восстановлению.
В частности, напомним, Еврокомиссия представила проект Rebuild Ukraine, который предполагает создание координационной платформы, в которую должны быть привлечены партнеры по G7 и G20, другие страны, а также международные финансовые учреждения и организации.
Поэтому ожидается создание новых институтов, в том числе внебюджетных и международников в наблюдательных советах.
В частности, сейчас уже известно о Банк развития Украины, который хотят создать по образцу немецкого KfW (Кредитного учреждения для восстановления). Он будет посредником между инвесторами, правительствами, финансовыми организациями разных стран и социальными проектами восстановления в Украине. Привлеченные гранты и исходные кредиты банк сможет направлять на инвестиционные проекты, способствующие восстановлению Украины. Здесь уже на этапе обсуждений института речь идет о 50% представителей международных организаций в составе надзорного органа, что является положительным для Украины.
Безусловно, в дальнейшем количество инициатив по восстановлению будет расти. Сейчас власти должны сделать первый шаг – создать Агентство по восстановлению. От него и зависит скорость выполнения плана и направление движения развития страны. Однако это будет точно происходить под постоянным наблюдением украинцев и международников.
Мартына Богуславец – исполнительный директор Института законодательных идей
Мнения, высказанные в рубрике «Мнение зрения», передают взгляды самих авторов и не очень отражают позицию Радио Свобода