Кремль запланировал восстановление Мариуполя в три этапа – до конца 2022 года, с 2023 по 2025 и до 2040. Об этом свидетельствует «Концепция мастер-плана развития города», созданная в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Этот документ журналисты проекта Радио Свобода “Донбасс Реалии” получили от источников в одном из разведывательных органов Украины.
Согласно ему, задача на первом этапе – восстановить жизненно необходимую инфраструктуру, а также «особое внимание уделено зоне размещения кладбища», для которой рекомендовано использовать территорию аэропорта. К 2025 году запланировано строительство жилья, восстановление и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.
До 2040 г. в российском правительстве хотят обеспечить «бюджетную эффективность и экономическую самодостаточность территорий города». Также декларируется строительство железнодорожной дороги Волноваха-Мариуполь и формирование «международного транспортного коридора», то есть автомагистрали через Мариуполь в Крым и Одессу.
Относительно завода «Азовсталь», в «Концепции» расписаны четыре варианта – возобновление производства, создание какой-то общественно-деловой площадки и два сценария строительства парка – с рабочими местами за счет аграриев на окраине города или за счет туристической сферы. Самым дорогим, считают в российском правительстве, само возобновление производства – оно может стоить почти 300 миллионов рублей, другие варианты гораздо дешевле.
Оккупационные власти отчитываются о 150 тысячах людей, которые остаются в Мариуполе. Законно избранное руководство города сейчас оценивает количество жителей от 100 до 130 тысяч человек. Также советник городского головы Петр Андрющенко в комментарии «Донбасс Реалии» рассказал, что любое восстановление города происходит только «на уровне громких заявлений» и даже речь не идет о восстановлении инфраструктуры, которая необходима для того, чтобы в Мариуполе начался отопительный сезон.