More
    ГоловнаВойна"Русской драматургии больше не будет". Исповеди актеров из оккупированных Мариуполя и...

    “Русской драматургии больше не будет”. Исповеди актеров из оккупированных Мариуполя и Херсона

    16 марта российские военные нанесли авиаудар по зданию драматического театра в Мариуполе, который использовался в качестве бомбоубежища. Точное количество жертв до сих пор не установлено. Сразу после нападения в Мариупольском горсовете заявили, что погибли около 300 человек.

    Что художники помнят о бомбардировке здания? Где сейчас коллектив драматического театра из Мариуполя и над каким репертуаром работает? Что известно о Херсонском театре имени Пантелеймона Кулиша? Как используют его помещения русские военные и где находится коллектив? Проект Радио Свобода «Новости Приазовья» узнал судьбу украинских театров в условиях оккупации.

    • Глава Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко сообщил, что актеры Донецкого академического областного драматического театра Мариуполя (так официально называется драмтеатр) переехали в Ужгород, где продолжат работу. Труппа будет выступать в Закарпатском областном музыкально-драматическом театре, где мариупольские актеры, как отметил глава Донецкой ОВА, смогут работать «столько, сколько в этом потребуется».
    • 18 марта в разговоре с министром культуры Украины Александром Ткаченко министр культурного наследия и культурной деятельности Италии Дарио Франческини заявил, что Италия поможет отстроить здание Донецкого областного академического драматического театра.
    • Российские оккупационные силы хотят, чтобы театр возобновил работу до 10 сентября. Новый сезон планируется открыть танцевальными и концертными номерами, а также театральной постановкой. Об этом сообщило российское агентство “РИА Новости”. Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко назвал планы кафиров «танцем на костях» и «спектаклем на могильнике».
    • Россия пытается снять с себя ответственность за бомбежку мариупольского драмтеатра и обвиняет в этом украинских военных. Эксперты международной правозащитной организации Amnesty International рассмотрели несколько версий о том, кто ответственен за нападение на драмтеатр. В итоге исследователи опровергли заявления российских властей о причастности украинских военных. По выводам экспертов, это был целенаправленный авиаудар российских военных по гражданскому объекту.
    Читайте також:  Интерактивная карта боевых действий в Украине на 9 июля 2022 года

    «Боялись, что умрем в муках»

    Актер мариупольского драмтеатра Дмитрий Муранцев находился в его здании во время того авиаудара. Он рассказал «Новости Приазовья», как это произошло.

    Все, кто был в туалете – их нет, все посыпалось там. Находившиеся там они 100% умерли сразу, мгновенно

    «Сидели мы в подвале, ели рыбу, которую приготовили к этому на костре. Только собирались идти мыть руки, умываться, а чтобы это сделать, нужно пойти в туалет или на первый этаж, или на второй. Вот только мы собрались, сразу прилетела бомба. Все, кто уже был в туалете – их нет, все посыпалось в том месте. Находившиеся там они 100% умерли сразу, мгновенно. Мы там 10 дней жили, это был минус первый этаж и там поднялась пыль, я услышал запах гари. Я сразу побежал смотреть, не засыпало ли нас», – вспомнил Муранцев.

    Актер был в укрытии вместе с девушкой и тещей. Он признался, что больше всего они «боялись умереть в муках».

    «Мы хотели, чтобы это было мгновенно. Мы это обсуждали. Поэтому мы боялись, что нас засыпало, и сейчас угарный газ, и мы просто задохнемся. Но там был проход. Мы вернулись, я быстро взял сумку, где у меня лежал ноутбук и документы. Я был в пижаме человека-паука в костюме – вот я в нем прямо так и выбегал с девушкой», – говорит мариуполец.

    Муранцев рассказал, что увидел, когда выбежал из здания драмтеатра.

    Бегали люди все в крови. Девушка моя стояла и просто кричала

    «Мы вышли на улицу, – а нет драмы, нет здания, нет зеленого газона, который был, потому что он весь был в обломках. Мы на это смотрели, я видел эти завалы. Кричали голоса из-под них: «Мы здесь, достаньте». Там дети пытались достать своих родителей или наоборот. Бегали люди все в крови, все белые, усыпанные этим (пылью – ред.). Моя девушка стояла и просто кричала. Раньше многие плакали постоянно, а во время бомбардировки уже никто не плакал, ничем было, просто крик и все», – вспоминает актер.

    Читайте також:  Зеленский обратится в ООН онлайн, несмотря на возражения Москвы

    Муранцев говорит, что пытался как можно скорее покинуть Мариуполь. Актер надеется, что драмтеатр возобновит свою работу после освобождения города, но считает, что на месте здания должен быть мемориал.

    «Ну это не время там точно – спектакли играть, какими бы они ни были. Надо место памяти, что-то в этом роде. Хотя, с другой стороны, конечно, символично, чтобы Мариупольский театр вернулся домой и играл бы спектакли. Ну, может, но не именно на этом месте», – заметил актер.

    «Искусство в Украине должно быть только украинским»

    16 июля в Ужгороде коллектив драматического театра из Мариуполя представил премьеру спектакля «Крик нации». Театр переехал в Закарпатье еще в марте. Спектакль рассказывает о жизни и судьбе украинского поэта и диссидента Василия Стуса в «аллюзиях и аналогиях» и о «сегодняшнем дне во всей его абсурдности».

    Режиссером постановки стала заслуженная артистка Украины Людмила Колосович, которая также сейчас исполняющая обязанности директора, художественного руководителя Донецкого академического областного драматического театра Мариуполя. Она рассказала, почему первый спектакль после возобновления работы драмтеатра посвящен именно Василию Стусу.

    Во время «Языкового майдана» в Киеве 5 июля 2012 года

    Во время «Языкового майдана» в Киеве 5 июля 2012 года

    Поскольку мы из Донетчины, то наша святая обязанность была поставить спектакль именно о человеке, погибшем еще в 1985 году за то же, за что сейчас продолжаем погибать.

    «Василий Стус – это человек, отдавший свою жизнь за украинскую культуру, за украинский язык, за сохранение украинского слова. Он всю свою сознательную жизнь проживал в Донецке, сформировался там как личность и погиб в 1985 году», – говорит Колосович.

    «Я молодой актрисой пришла в театр, я процветала, я была талантлива, жизнь была прекрасна. В это время человек за меня погиб в тюрьме, понимаете? Поскольку мы из Донетчины, то наша святая обязанность была поставить спектакль именно о человеке, который погиб еще в 1985 году за то же, за что сейчас продолжаем гибнуть мы», – объяснила руководительница театра.

    Колосович отмечает, что представлений по произведениям русских драматургов в театре больше не будет.

    «Конечно, он будет направлен только на возрождение украинской драматургии, на возрождение украинских традиций – это первое. Второе – мы будем работать с современной украинской и мировой драматургией. Русской драматургии у нас не будет», – заверила актриса.

    По словам руководительницы, мариупольский драмтеатр только сейчас стал «настоящим украинским театром по духу, по направлению». Колосович рассказала о чем будут следующие представления.

    Следующая постановка – это настоящая украинская вертеп, которую никогда не ставили в донецких театрах

    «Следующая наша постановка – исповеди мариупольских актеров. Находившихся в театре во время бомбардировки – это их монологи. Следующая постановка – это настоящая украинская вертеп, которую никогда не ставили в донецких театрах», – поделилась планами руководительница.

    «Кроме того, что мы ставим классический украинский вертеп впервые, он еще будет наполнен колядками и щедривками Донбасса. И если мы просмотрим тот материал, который мы будем творить, то уже понятно, что театр другой и он очень серьезный», – отметила Колосович.

    Режиссер отметила, что социальной поддержки от государства театр не получает, но в Ужгороде коллективу помогают в решении неотложных вопросов.

    «Мы не чувствуем, как будто мы оказались где-то на чужбине. Мы чувствуем, что мы украинцы, и мы в украинской семье. Хотелось бы, конечно, чтобы театр получил социальную поддержку от государства. Однако думаю, что мы даже не можем какие-то претензии предъявлять к государству, потому что идет война. Мы благодарим за то, что у нас есть», – добавила Колосович.

    Заслуженный артист Украины, актер драмтеатра Анатолий Шевченко вспоминает, что на украинские спектакли обычно в Мариуполе приходило не много зрителей.

    Он убежден, что язык искусства в Украине должен быть только украинским.

    «Я думаю, это очень нормально. Если бы мы раньше это сделали, у нас, может быть, не было бы такого. Вот как Балтика – живет спокойно на своих языках и учат другие. Язык должен быть государственным», – отмечает Шевченко.

    Мариупольские художники в Европе

    Актриса другого мариупольского театра «Театромания» Мария Кутнякова рассказала, что после 24 февраля большинство коллектива театра выехало из города на подконтрольную властям Украины территорию или за границу. Она рассказала, что периодически труппа выступает с постановками в Европе.

    «В июне несколько участников «Театромании» ездили в Гданьск (Польша), где делали постановку, такие небольшие этюды по теме войны, по теме принятия событий. До 24 августа, в День Независимости Украины, еще несколько участников поедут в немецкий Ганновер. Они там восстановят наш последний спектакль, который мы показывали в Мариуполе «Тени забытых предков» по ​​постановке Михаила Коцюбинского», – поделилась актриса.

    Кутнякова отметила, что художники из Мариуполя пытаются сейчас возобновлять свою творческую деятельность в тех местах, куда они переехали из-за войны и оккупации города. Она сообщила о работе центров Я Мариуполь, которые проводят культурные мероприятия и действуют во многих городах Украины.

    Судьба Херсонского театра

    Генеральный директор, художественный руководитель Херсонского театра имени Пантелеймона Кулиша Александр Книга рассказал, что сейчас российские военные используют помещения театра для собственных нужд. А возглавить театр согласился бывший работник, ранее занимавшийся пожарной охраной.

    Они (оккупанты) издали приказ никого в театр не пускать из тех людей, которые не согласились сотрудничать

    «Они (оккупанты – ред.) сейчас издали приказ никого в театр не пускать из тех людей, которые не согласились сотрудничать. А согласились сотрудничать – почти никто. Буквально несколько человек, пытающихся что-то делать. Орки (русские военные – ред.) используют театр, просто помещение, для своих каких-то акций», – говорит директор херсонского театра.

    Александр Книга

    Александр Книга

    Российские военные задержали Александра Книгу спустя месяц после начала полномасштабной войны. По словам театрала, его пытались склонить к сотрудничеству и обвиняли в якобы финансировании проукраинских митингов, проходивших в оккупированном Херсоне.

    Акция в центре Херсона против российской оккупации, 13 марта, 2022 года

    Акция в центре Херсона против российской оккупации, 13 марта, 2022 года

    Мне казалось, что это какой-то фильм снимается, сейчас скажут стоп-мотор, мы пошутили. Потом они меня забрали, отвезли, посидел в СИЗО

    «Когда приехали, нас уже было 6 человек, с меньшим ребенком. Они произвели обыск, прерыли весь дом, человек 40 было, в бронежилетах, экипированы, с пулеметами. Окруженный дом, снайпер на соседской…

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини