Как Россия проводит подготовку к новому учебному году на оккупированной юге Украины? Многие учителя начали сотрудничать с оккупантами? Как представители российских оккупационных сил оказывают давление на родителей, не желающих отдавать детей в школы?
- В захваченной части Запорожской области российские оккупационные силы запугивают родителей и учителей, пытаясь возобновить учебный процесс. Как рассказала председатель Молочанского городского совета Запорожской области Ирина Липкасейчас в обществе «российские военные продолжают похищать людей, а также угрожают «лишением родительских прав» тем, кто не хочет отдавать детей в школу».
- Эту информацию также подтвердили в Главном управлении разведки министерства обороны Украины. В частности, в Пологовском районе Запорожской области оккупационные «чиновники» заставляют жителей отправлять своих детей в школы и детские сады, где работают учителя и воспитатели, приехавшие из России, сообщает разведка. В случае несогласия родителей, оккупационная «администрация» угрожает изымать детей из семей и оформлять их в интернаты, а родителей наказывать административными мерами – мужчин направлять в так называемую «армию ДНР», женщин – на коммунальные работы, связанные с уборкой города».
- Российские оккупационные силы планируют закрывать дефицит учителей на оккупированной части юга Украины за счет крымских педагогов, сообщил 29 июня аналитик организации «КрымSOS» Евгений Ярошенко. Он утверждает, что «абсолютное большинство педагогических работников на оккупированных территориях отказывается сотрудничать с российскими силами.
«Педагоги несокрушимые»
Учитель истории из Херсонской области Сергей Шишковский рассказал «Новинам Приазовья», что ему также известно о случаях, когда оккупанты угрожают «лишением родительских прав» тем жителям, которые не хотят отдавать детей в школы. К тому же, идут разговоры о том, что от родителей будут требовать получения российского гражданства для устройства детей в школы.
Люди боятся потерять своих детей, не знают, что делать с тем, что там сейчас требуют.
«Местные жители не хотят вести детей в школу, но эти запугивания. Люди боятся потерять своих детей, не знают, что делать с тем, что там сейчас требуют. По крайней мере, там такие разговоры идут, что нужно будет российское гражданство, чтобы отдать ребенка в школу. Если родители одиночки, то нужно в любом случае оформлять в школу, или будете иметь проблемы», – сказал Шишковский.
Работница сферы образования из Энергодара Запорожской области на условиях анонимности рассказала «Новости Приазовья», что российские оккупационные силы планируют начать обучение в трех школах из десяти, которые есть в городе.
«Действительно в городе Энергодар происходит давление на родителей и детей относительно начала учебного года по их (русскими – ред.) стандартами и законодательством. Они проводили собрание в одной из школ нашего города, куда приглашали родителей и предлагали обучение», – рассказала женщина.
«Пока известно, что они планируют открыть три учебных заведения, но по их словам было сказано, что начальная школа будет начинаться с семи лет. И родители – в шоке. Знаете также, что радует, с одной стороны, что родители умеют фильтровать информацию, которую предоставляют им оккупанты», – добавила работница образования.
Она также сообщила, что российские оккупационные силы продолжают склонять к сотрудничеству местных педагогов. По ее данным, согласились на это 43 человека, из которых только двое – школьные педагоги.
«Сейчас они ищут себе кадры, но еще хочу заметить, что несокрушимость наших педагогов, этим можно гордиться, этой несокрушимостью, потому что у них есть недостаток педагогических кадров. Насколько мне известно, они звонили учителям, к некоторым учителям они приходили домой», – утверждает педагог из Энергодара.
«Все те учителя, о которых я говорю, они были несокрушимы. Судя по тому, они откроют заведения однозначно, потому что есть люди, родители, которым нужно направлять детей, потому что им нужно работать. Возможно, будут и три заведения, но они будут неполными», – уверена женщина.
Херсонщина: «скандальный «министр образования»
4 июля российские власти назначили на оккупированной части Херсонской области так называемое «правительство», в состав которого вошли четыре человека, среди которых и так называемый «министр образования и науки». Им стал заместитель главы администрации городского округа Кашира Московской области Михаил Родиков.
Главная редактор «Центра журналистских расследований» Валентина Самар рассказала, что этот чиновник несколько лет возглавлял так называемый департамент образования в оккупированном Севастополе и отличился несколькими скандалами.
Приехал восстанавливать на территории Херсонской области систему российского образования
«С 2015 по 2018 год он возглавлял там департамент образования и каждый год был скандал, из-за чего губернатор Развлекаев (глава российского правительства Севастополя – ред.) пытался его уволить, но не увольнял. Это был детсад, который был аварийным, но начальник департамента не видел этого, не делал ничего. Был скандал с массовым отравлением в лагере Ласпи, после чего Родиков был вынужден подать в отставку и вернуться в свое родное Подмосковье. Странное назначение, учитывая, что Родикову уже 64 года, за 5 минут у пенсионера, однако, еще есть порох в пороховницах и приехал отстраивать на территории Херсонской области систему российского образования», – отметила Самар.
Мариуполь: «запрет на выезд педагогам»
Тем временем в Мариуполе российские оккупационные силы отправляют местных учителей на так называемую аттестацию в Москву, сообщил 2 июля советник городского головы Мариуполя. Петр Андрющенко.
По его информации, за неимением учителей, готовых сотрудничать с оккупантами, в городе действует неофициальный запрет на выезд педагогов.
В мае этого года в то время уполномочена Верховная Рада Украины по правам человека Людмила Денисова сообщила, что в Мариуполе российские оккупанты планируют с нового учебного года «полностью русифицировать обучение, введя свои стандарты».
Они прямо учат тому, чтобы дети ненавидели Украину.
Депутат Мариупольского городского совета Максим Бородин считает, что обучение по российской программе больше похоже на «уроки пропаганды», чем на образовательный процесс: «Они прямо учат тому, чтобы дети ненавидели Украину, они рассказывают на так называемых уроках истории, что Украина виновата в том, что началась война, а не Россия напала на Украину, на Мариуполь и создала весь этот ужас. Поэтому, ну сказать, что это как-то связано с настоящим образовательным процессом очень сложно, это фактически уроки пропаганды».
Бородин отметил, что сейчас сложно сказать, кто из педагогов добровольно начал сотрудничать с российскими оккупационными силами, а кто был вынужден это делать из-за запугивания или шантажа.
«Надо будет пройти проверку полиграфом, всем тем людям, которые сотрудничали с оккупантами, и, я думаю, тогда можно будет выяснить, действительно ли человек был вынужден, потому что его под каким-то давлением или под угрозой жизни заставили работать. Или человек сознательно сотрудничал с коллаборантами. Потому что одно дело, – когда ты работаешь врачом и спасаешь людей, это можно понять, а другое дело, – когда ты фактически не учишь детей чему-то для них полезному, а фактически помогаешь пропагандистам создать из этих детей, каких-то зомби», – подчеркнул депутат.
«Деоккупация мышления и сознания»
Эксминистрист образования и науки Украины Лилия Гриневич отметила, что учебный процесс на находящихся в информационном вакууме оккупированных территориях «несет особые угрозы для Украины».
Страшным следствием является то, что часть населения находится в информационном вакууме.
«Прежде всего, страшным следствием является то, что часть населения находится в информационном вакууме, потому что часто у них нет доступа к интернету и смотрят по телевизору только российские программы. То есть, это семьи, в которых воспитываются дети, а дети все это тоже слушают и после этого дети идут в школу, и в школе оккупанты прекрасно понимают значение идеологии и того, что дети слышат на повседневную жизнь. Они этими нарративами полностью загрязняют образовательное пространство», – подчеркивает Гриневич.
«Это значит, что при деоккупации нам нужно будет делать не только деоккупацию территорий, но и деоккупацию мышления, деоккупацию сознания. Чем больше это происходит, тем больше это заражает сознание, особенно когда люди не имеют другой адекватной правдивой информации и их держат в изоляции, это первое сложное очень следствие», – добавила она.
По мнению Гриневича, вызовом для украинской образовательной системы будет также решение кадровых вопросов.
«Второе последствие – что часть учителей окажется на время в такой изоляции, когда у них нет ни работы, ни средств для проживания, если они принципиально откажутся идти и работать в школы, и это значит, что этих людей необходимо будет в первую очередь как-то поддержать, помочь им», – подчеркнула она.
Мы должны выяснить, кто не просто сотрудничал, но и был инициатором этого сотрудничества и русификации системы образования.
«И будет часть учителей, без сомнения, и они уже есть, которые готовы сотрудничать с оккупантами и это будет еще один столь серьезный шаг по деоккупации, когда мы должны выяснить, кто не просто сотрудничал, а еще и был инициатором этого сотрудничества. русификации системы образования», – указывает эксминистерша.
Она считает, что целью России является «уничтожение украинской национальной идентичности», именно поэтому оккупанты в первую очередь разрушают систему образования.
Образование – это душа, в которой рождается эта национальная идентичность, поэтому оккупанты и бьют сразу в эту душу
«Система образования во всех странах ведущих – это как раз основная среда формирования национальной идентичности человека.
И потому это душа, в которой рождается эта национальная идентичность, поэтому оккупанты и бьют сразу в эту душу, поэтому они сразу начали курить книги по истории Украины, поэтому они начали вмешиваться в школьное образование и поэтому уничтожают наши школы», – добавила Гриневич.
Кабинет министров рекомендует школам начать обучение с 1 сентября – об этом заявил на заседании 24 июня премьер-министр Денис Шмигаль. В то же время в высших учебных заведениях правительство предлагает возобновить обучение с 15 августа, за исключением первых курсов. По словам Шмыгаля, местные власти должны проработать организационный процесс очной и смешанной формы обучения, в том числе:
- организовать обучение по эвакуации учащихся в хранилища и уроки безопасности
- визуализацию пути в безопасные места в учебных заведениях
- обеспечить в хранилищах условия пребывания и обучения
- обеспечить в каждом заведении тревожную кнопку на случай чрезвычайной ситуации.
По состоянию на 12 июня из-за…