Запорожье – Запорожский волонтер Умид Джуракулов с 2015 года передает украинским бойцам на фронт авто, а также помогает с их ремонтом. Радио Свобода расспросило волонтера о том, какие машины пользуются спросом среди военных и на какие моменты он обращает внимание при их покупке для бойцов.
Авто для разведки 55-й артбригады – это первая приобретенная запорожским волонтером Умидом Джуракуловым и их единомышленниками машина для военных. Помнит, как все это происходило еще в 2015 году.
«Приехал командир их роты на КрАЗе. Сидели, разговаривали. И говорят, что в разведку ходить не на чем. Я такой: «Как не на чем?». Вот на КрАЗе в разведку ходим. А я: «А что нужно?». «Нужно маленькую машину». И вот мы вернулись с Дмитрием Валентиновичем, с моим руководителем, с которым работаем вместе, и стали думать. Начали искать УАЗик. Цены были, как сейчас, подросли. “Золотые” были ты УАЗики. Даже купили у Никополя и хотели гнать. Он уехал из Никополя и сломался. Вернули назад дедушке, а он деньги не хотел возвращать. Домой приехали где-то в час ночи. Жена моя встретила нас, накормила. И сидим, думаем, что делать. И я говорю: «А может, «волынца» (ЛУАЗ – ред.) посмотрим?». Сразу ноутбук открываем. Посмотрели. Нашли в Энергодаре. Не помню, за сколько средств, но у нас точно не хватало. Утром созвонились. Приехали в газету «Миг» (запорожская газета – ред.). Их руководитель, главная редактор прибавила средства. И мы поехали и купили того «волынца», и отогнали его разведчики. Его назвали «Умкой». Не знаю его дальнейшую историю, но года три он воевал точно», – делится волонтер.
Помогать украинским военным запорожский волонтер начал еще в начале лета 2014-го. Тогда в транспортный отдел кампании, где работает Умид, обратилась пара местных депутатов, которые хотели занять микроавтобус для поездки на фронт.
«Я тогда еще не понимал, что происходит. Машина дорогая – на войну же. Они оставили мне ключи от своего Touareg, и тогда поехали на нашем микроавтобусе. Приехал на работу и говорю «Ребята, так и так… Ребята собрались ехать – давайте что-нибудь поможем». Откликнулись наши ребята в поездку, и поехали все вместе на следующий день. И когда оттуда вернулись, депутаты отдали наш микроавтобус, забрали свой джип, а наши ребята под впечатлением рассказали, что там происходит. Поездка была в районе Донецкого аэропорта. Мы сидим на работе и говорим, что давайте что-нибудь делать. Мы собрались и в следующее воскресенье, когда у нас был единственный выходной, и поехали к Сергею Кирику, позывному «Ложку» (участник обороны ДАПА, родом из Запорожье – ред.)», – говорит волонтер.
Авто на фронт
После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину Умид с единомышленниками сконцентрировал свои усилия на помощи украинским военным в вопросах, связанных с автотранспортом. Это как покупка и перегон автомобилей для фронта, так и ремонт военных машин.
Показывает военный “Лендровер” одной из частей ВСУ после ремонта. Впрочем, найти и приобрести подобный специальный автомобиль для военных волонтерам достаточно сложно. Говорит, что за всю свою практику работы с военными машинами только один раз смог передать такую машину бойцам.
«Не знаю, где волонтеры такие автомобили находят. Наверное, на каких-то хранилищах. На самом деле такие автомобили очень стоимостны. До войны, в 2014-2015 годах было у нас одно такое авто. Нам его отчасти подарили. Он у «Правого сектора» не был. Стоил тогда около 15 тысяч долларов», – вспоминает Умид.
Волонтер отмечает, что большую часть авто для военных дарят обычные люди, и все эти машины находят свое использование на фронте. Так, одной части, ныне воюющей в Запорожье, подарили обычного «запорожца», который, по словам Умид, бойцы превратили в пикап. Именно авто такого типа являются наиболее вопрошающими среди военных.
«Пикап – очень оптимальный. У него так же 4-5 человек садится внутрь. Плюс есть кузов, куда что-то положить или использовать его как боевую лошадку. Достать сейчас пикап – это из области фантастики, потому что их разобрали, все, что есть. И плохое, и хорошо, все собрали за границей. Практически не осталось автомобилей, но ничего, находим. Или же используем те, которые уже есть в Украине. Сейчас мы лично, я и мои друзья, стараемся брать здесь. Когда в Украине берешь, то ты его видел, попробовал, поторговался. Когда берешь за границей, это такой долгий и сложный путь. Пикап может стоить от 2,5 тысяч долларов и до Луны», – говорит Умид.
Но военные нуждаются не только в таких универсальных для фронта авто. На передовой находят свое активное использование и легковые машины с кузовом типа универсал. Их средняя стоимость, по словам Умида, начинается от 1,5 тысяч долларов.
«Бывает, что просят маленькие легковые автомобили. Многие спрашивают, зачем военным легковые. Легковая машина низкая. И когда трава, посадка, пшеница, авто не видно – оно наравне с ними. Джипы и другие внедорожники смотрятся из-под них. Поэтому сейчас многие используются легковыми универсалами. Универсалы потому, что в них можно многое положить – кроме БК, можно положить продукты, вывезти раненых, погибших. Такие машины длинные, и этим удобны. Поэтому бывают следующие заявки.», – рассказывает волонтер.
Среди редких и специфических запросов на транспорт, с которыми Умид сталкивался с 2015 года, волонтер называет заявки от военных на мотороллеры и мотоциклы. Отмечает, что бойцы не обращались к нему за такими, впрочем, спрос на них все же существует.
«Мотороллер маленький, тихий. В разведку ходить. Сел на него, поехал вдоль посадки, встал где-то на гнездо и быстро вернулся. Велосипеды возили, мотоциклы возили, мотороллеры возили. Мотоциклы с коляской возили, потому что на нее ставили пулемет. У нас сейчас не просили. Но судя по соцсетям, то мотоциклы сейчас очень спрашиваемы. Сейчас же «Джавелины». Закинул на плечо, ужаснул и уехал – поэтому мотороллер или мотоцикл», – объясняет Умид.
Технические моменты
Ходовая часть автотранспорта – это то, что называет Умид ключевым для себя при выборе машины для покупки военных.
«Кто обращает внимание на раму. Мы обращаем внимание на ходовые свойства – двигатель, коробка, раздаточные материалы, мосты. Именно то, что уезжает, для нас важно. На это мы обращаем прежде всего внимание, когда запускаем двигатель и смотрим, как он работает, как работает топливная система. Смотрим, не бросает ли масло, в каком состоянии двигатель, потому что бывает, что машина чистая, хорошая, а открываешь капот – там все течет», – говорит волонтер.
И добавляет: «Бывают разные сюрпризы от машины. Мы буквально месяц назад передали пикап Nissan Navara, и вчера звонят ребята и сбрасывают видео – застучал мотор. Авто купили за границей. Отдали за него 6500 плюс дорога. Вышел он у нас «золотой» такой, и уже мотор на нем лег. Это техника. Мы – не рентген и не можем видеть все, что происходит внутри. Буду завтра ехать за ним, везти на ремонт и искать причину».
После покупки перед отправкой на фронт машина для военных, отмечает волонтер, может потребовать частичной замены деталей и ремонта. В любом случае все индивидуально. Умид приводит ключевые работы, которые, как правило, производит с единомышленниками на авто, которые передает на фронт:
«Наиболее ценная работа – это замена сцепления. Практически у всех авто меняем, и почему не знаю. Или за границей водители ездят, держа ногу на сцеплении, или что-то другое – они все подгоревшие. Далее – ходовая достаточно разбита практически на всех машинах. Масла и фильтры меняем априори. Все это около 15-17 тысяч гривен в среднем. Бывает дороже, особенно когда подшипники меняем», – говорит волонтер.
Перед передачей на фронт машины также могут потребоваться покраска и полная замена шин на специальные грязевые. Комплект таких для автомобилей, по словам Умида, может в среднем стоить от 13 тысяч гривен.
Масштабная война России против Украины
24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована территория Беларуси. На юге российская армия, в частности, оккупировала часть Запорожской и Херсонской областей, а на севере районы Сумщины и Черниговщины.
Полномасштабное вторжение президент РФ Владимир Путин называет “специальной операцией”. Сначала ее целью определяли «демилитаризацию и денацификацию», впоследствии – «защиту Донбасса».
Российские власти заявляют, что армия не атакует гражданские объекты. При этом российская авиация, ракетные войска, флот и артиллерия каждый день обстреливают украинские города. Разрушения подвергаются жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры по всей территории Украины.
К середине июля Украина оценивала потери России в войне в более чем 38 тысяч личного состава. Кремль не озвучивает данные о погибших во время вторжения, но признает, что потери «значительны». В конце июня президент Зеленский оценил соотношение потерь Украины и России как один к пяти.
Не преодолев сопротивление ВСУ, уцелевшие российские подразделения в начале апреля вышли из территории Киевской, Черниговской и Сумской областей.
После освобождения Киевщины от российских войск в городах Буча, Ирпеня, Гостомеля и селах области выявили факты массовых убийств, пыток и изнасилований гражданских, в том числе детей. Украинские власти заявили, что Россия совершает геноцид. Страны Запада принимают участие в подтверждении фактов массовых убийств. РФ исключает обвинения в военных преступлениях, а убийства в Буче называет «постановкой».
Позже факты пыток и убийств украинских граждан начали открываться во всех населенных пунктах, которые были под российской оккупацией.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека на 15 августа верифицировало 5514 случаев гибели и 7698 случаев ранения гражданских в Украине в результате полномасштабной войны, начатой Россией 24 февраля 2022 года. В ООН подчеркивают, что реальные цифры значительно выше.