(Рубрика «Мнение зрения»)
В канун 31-й годовщины Независимости Украины так называемая Украинская православная церковь (Московского патриархата), которая на самом деле и дальше, несмотря на свои косметические изменения в уставе, остается частью Русской православной церкви (РПЦ), Московского патриархата и продолжает пропагандировать идеи «русского мира», похоже , решила взять реванш Ведь за шесть месяцев полномасштабного вторжения России в Украину она потеряла немало приходов, а ее поддержка в обществе заметно сократилась.
Связан ли этот реванш именно с годовщиной Независимости? Думаю, да. В России любят свои «победы» приурочивать к каким-нибудь датам. Конечно, россиянам сейчас тяжело нанести какой-то серьезный удар по Украине. Наступать на фронте не удается. Можно совершить массированную ракетную атаку. Но какая это «победа»? Что она даст? Судилище над азовцами до Дня Независимости не успели организовать. Зато есть УПЦ (МП). Почему бы не использовать его?
Удивительная встреча
20 августа глава УПЦ (Московского патриархата) митрополит Онуфрий в Киево-Печерской лавре принял пленных русских оккупантов. Он даже благословил этих воинов, пришедших убивать украинцев. При этом митрополит Онуфрий не очень уделяет пастырское внимание защитникам Украины – он не виден на совместных молитвах в поддержку защитников Украинского государства, в госпиталях, среди семей павших воинов.
Руководитель УПЦ (МП) пропел «Многие лета», желал оккупантам здоровья, «всего лучшего»
Российских кафиров автобусом привезли в лавру. Руководитель УПЦ (МП) их радостно встретил, провел с ними совместную молитву, пропел «Многие лета», желал оккупантам здоровья, «всего лучшего», разговаривал с ними. А после ее завершения подарил дорогим гостям молитвенники, иконки и шоколадки.
Зато о развязанной Россией войне было сказано очень обще: мол, «получилось как получилось». Лучше и не скажешь – если ты представляешь церковь, центр которой находится на территории государства-агрессора. В то же время митрополит Онуфрий повторил идеологемы «русского мира» о двух народах, которые вышли «из единой купели крещения», что украинцы и россияне – народы-братья и т.д.
Конечно, без разрешения властей встреча митрополита Онуфрия с русскими пленными не могла состояться. Закономерно возникает вопрос, а для чего это властям Украины было нужно?
Русская православная церковь (РПЦ), частью которой является УПЦ (МП), откровенно защищает агрессию России против Украины
Чтобы показать после обнародованных фактов о варварских издевательствах россиян над украинскими военнопленными, после сведений об уничтожении части пленных-азовцев в Оленовцы, что мы не такие, что мы удерживаем русских пленных в нормальных условиях? Но ведь это можно было сделать по-другому. Разве трудно было организовать серию репортажей об этих пленниках, об их жизни в Украине? По сути, это делается.
Зачем было везти их к митрополиту Онуфрию и создавать площадку для пропаганды идей русского мира?
Хотели власти этого или нет, но описанная встреча митрополита Онуфрия с российскими военнопленными показала, что она не просто толерует, но и поддерживает УПЦ (МП). И это при том, что Русская православная церковь (РПЦ)частью которой является УПЦ, откровенно защищает агрессию России против Украины, а среди священников УПЦ (МП) уже нашлись коллаборанты.
«Стихийные» паломники
Встреча митрополита Онуфрия с российскими военнопленными “странным образом” совпала еще с одним событием. На территории Хмельницкой области, которая принадлежит к лидерам по многочисленности приходов УПЦ (МП), была сформирована почти пятитысячная группа так называемых паломников, следовавших от Каменец-Подольского до Почаевской лавры. Такое паломничество в условиях военного положения недопустимо. Ведь запрещены массовые меры. Но, похоже, для верующих УПЦ (МП) закон не писан.
Правда, руководители этой религиозной структуры вроде бы «открестились» от шествия паломников. Митрополит Онуфрий сказал, что он не благословил ее. То же заявило и руководство УПЦ (МП) в Хмельницкой области.
Однако, во-первых, почему-то главы УПЦ (Московского патриархата) не призывали верующих отказаться от паломничества – по крайней мере, в такой форме, в которой оно происходило. По крайней мере, они могли бы приехать транспортом в Почаев, а не устраивать это показательное действо.
Возникает вопрос: неужели силовые украинские структуры настолько бессильны, что не могли нейтрализовать организаторов походки, а саму ее заблокировать?
Во-вторых, чтобы собрать такое количество паломников, необходима соответствующая структура. Кто это все организовывал? Разве не церковные активисты или даже священники? К тому же организация была на должном уровне – паломники обеспечивались питанием, им создавались условия для ночлега и т.д. Кроме фанатично настроенных женщин, среди участников шествия было немало здоровых мужчин крепкого телосложения, которым, наверное, стоило бы в непростое нынешнее время защищать Украину, а не совершать такие паломничества.
А что власть? Как она реагировала на такие противозаконные действия, которые, к тому же, не были (по крайней мере официально) санкционированы руководством УПЦ (МП)? К сожалению, должной реакции не последовало. Не видно, чтобы предпринимались какие-либо шаги для прекращения этого действа. Поэтому возникает вопрос: неужели соответствующие силовые украинские структуры настолько бессильны, что не могли нейтрализовать организаторов походки, а саму ее заблокировать? В то же время полиция фактически осуществляла охрану паломников. Это, конечно, можно объяснять тем, что, мол, нужно было обеспечивать порядок, не допускать провокаций и так далее и тому подобное.
Под влиянием этого шествия Тернопольский облсовет разродился обращением в Верховную Раду о необходимости запрета УПЦ (МП)
Конечно, будь желание власти хотя бы на уровне руководства Хмельницкой и Тернопольской областей заблокировать паломничество, это можно было сделать. Некоторые общины в этих областях запретили проход через свои территории паломников. И ничего. Паломники из-за этих территорий не пошли. Что мешало это сделать по всей территории этих областей?
Правда, под влиянием этого шествия Тернопольский областной совет разродился обращением в Верховную Раду о необходимости запрета УПЦ (Московского патриархата). Хотя такое обращение мало что стоит. Глава парламента Украины Руслан Стефанчук однозначно выразился, что во время войны законопроекты о запрещении УПЦ (МП) рассматриваться не будут. И очень сомнительно, что состав нынешней Верховной Рады способен запретить УПЦ (МП).
Ограничатся ли активисты УПЦ (МП) незаконным ходом в Почаев? Похоже, что нет
Ход паломников в Почаев можно воспринимать и как вызов УПЦ (МП), брошенный украинскому обществу, и как определенные «маневры». Активисты УПЦ (МП) провели «обзор» своих рядов, выяснили свои мобилизационные возможности, а также проверили реакцию властей на свои противозаконные действия.
Ограничатся ли активисты УПЦ (МП) незаконным ходом в Почаев? При таком терпении их действий со стороны власти, похоже, что нет. Они поняли: им можно нарушать закон, и им за это фактически ничего не будет.
Как далеко они могут войти? При таком терпении власти – далеко. Остается надеяться на реакцию общества. По крайней мере, то, что некоторые территориальные общины запретили это шествие, вселяет определенную надежду.
Петр Кралюк – председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины
Мнения, высказанные в рубрике «Мнение зрения», передают взгляды самих авторов и не очень отражают позицию Радио Свобода