В июне практически одновременно с разницей в один день российский министр обороны Сергей Шойгу и назначенный Россией глава Крыма Сергей Аксенов (по документам Аксенов) заявили об открытии сухопутного коридора в Крым и его закрытии для гражданских целей. В оккупированной Россией части Херсонской области начали планировать отдельный коридор в Крым для грузовых автомобилей, а на захваченных территориях Запорожской области заговорили о сухопутном коридоре в Крым из Москвы. Все планы связаны с логистикой, где обеспечению транспортных потоков через Крымский полуостров отводится основная роль.
Крым.Реалии с участием экспертов разбирались в заявленных коридорах, их использовании в международной и внутренней торговле, а также возможности решить логистические проблемы Крыма военным путем.
Логистика: во имя войны или бизнеса?
Термин «логистика» имеет греческие корни и означает «искусство вычисления, обдумывания». Основной функцией римских логистов было распределение продуктов питания. Большинством теоретиков возникновение и развитие логистики рассматривается в историческом ракурсе как составная часть военного искусства, как военная наука.
Во времена СССР логистами стали “поставщики”. В дальнейшем с логистикой стали связывать транспортировку товаров и услуг, торговлю и бизнес в целом. Впервые понятие логистики попыталось сформулировать в марте 1974 года на конгрессе в Берлине.
Логистикой стали называть учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Сухопутный коридор из России в Крым – давний военный план Кремля
О планах России «пробить» вооруженным путем сухопутный коридор в Крым заговорили сразу после захвата полуострова в 2014 году.
Частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor (США) в июне 2015 г. подготовила анализ шести вариантов предполагаемого наступления России на Украину. Один из основных – создание сухопутного коридора в Крым азовским побережьем.
Практически одновременно с выводами Stratfor в Европейском парламенте была принята резолюция по военно-стратегической ситуации в Черноморском бассейне после незаконной аннексии Крыма Россией. В пункте 11 этого документа указали на существование угрозы создания Россией сухопутного коридора в Крым с перспективой потери Украиной выхода к Азовому морю.
В 2021 г. в России уже открыто готовились к практической военной операции по созданию такого коридора.
В конце февраля – начале марта 2022 российские войска оккупировали часть территорий Херсонской и Запорожской областей.
Сухопутный «коридор военного назначения»
Руководитель мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» (Киев) Андрей Клименкокомментируя события по просьбе Крым.Реалиизаявил, что коридор в Крым из России имеет исключительно военное значение.
Коридор в Крым – это сугубо военно-политический лозунг
«В действиях кафиров по созданию коридора в Крым не нужно искать логики. Коридор в Крым – это сугубо военно-политический лозунг. Если открыть карту и внимательно посмотреть на существующую транспортную сеть, сразу все становится понятно. Мы не слышим сообщений о том, что там работают железные дороги или запустили какое-нибудь сообщение.
Я думаю, что они технически, может быть, и могут работать, но расположены они на расстоянии артиллерийского выстрела от линии фронта! С практической точки зрения для любой транспортной компании на дороге нужно иметь более или менее нормальное покрытие, требуются заправки, стоянки, техобслуживание. Я уверен, что сейчас там этого нет. Ни одна из российских компаний не пойдет на прифронтовую территорию, которая заминирована или находится в зоне поражения. Экономического смысла в этом коридоре нет», – сказал эксперт.
Собеседник Крым.Реалии указал на то, что сухопутный коридор в Крым проходит практически по побережью Азовского моря, там расположена единственная автомобильная дорога с востока на запад, а все железнодорожные магистрали были построены для обслуживания производственных мощностей с юга на север.
Наложив карты транспортных путей на зону ведения боевых действий, приходишь к выводу, что никакой альтернативы для России, кроме пути через Керченский мост, не существует
«Наложив карты транспортных путей на зону ведения боевых действий, приходишь к выводу, что никакой альтернативы для России, кроме пути через Керченский мост, не существует. В таком случае автодорогу из Таганрога в сторону Мариуполя и дальше, а также железнодорожные ветви в треугольнике Мелитополь-Токмак-Мариуполь в привязке к Крыму можно рассматривать только как транспортные пути военного назначения для опрокидывания войск вдоль линии фронта – рокады. И не больше. Поэтому говорить о перевозке каких-либо продуктов или товаров в интересах населения не приходится», – подчеркнул Андрей Клименко.
Он считает, что весь заявленный в интересах России сухопутный коридор в Крым находится в зоне досягаемости ракет, поэтому ни о каком его гражданском значении речь не идет.
Логистика без логики и выхода на международную торговлю
Президент Ассоциации «Укрвнештранс» (Киев), объединяющий транспортные, экспедиторские и логистические организации Украины, Олег Платоновотвечая на вопрос Крым.Реалии, отметил, что посредством сухопутного коридора Россия со всех сторон блокирует Азовское море. По его мнению, в таких логистических условиях Крым может работать только в очень ограниченной схеме «остров-материк».
Совершить легальную международную грузовую операцию из Крыма и в Крым невозможно
«Все крымские порты, как и аэропорты, закрыты. Поэтому осуществить легальную международную грузовую операцию из Крыма и Крыма невозможно. Соединение России с полуостровом по сухопутному коридору не имеет никакого логистического смысла. Если увязывать этот вопрос с оккупацией и агрессией, то понятно, что Россия использует захваченные транспортные пути для обеспечения военного тыла и подвоза всего необходимого к линии фронта. Но в международной торговле, впрочем, как и во внутренней, это ничего не дает Москве. Если бы они вероломно не залезли в Херсонскую область, то в Крыму реально и сельхозпродукции тоже не было бы», – отметил Олег Платонов.
По словам эксперта, из всех существующих международных транспортных организаций только одна – Организация сотрудничества железных дорог со штаб-квартирой в Варшаве – сохраняет для России полные довоенные права. Но и в этой организации, в состав которой входят 26 стран мира, в том числе Россия и Китай, все же продвигаются по пути российского ограничения.
«Во всех остальных структурах полномочия агрессора блокированы, его представители выведены из руководящих органов управления. Поэтому попытки Москвы полагаться на вопрос коридора материка с Крымом на железную дорогу или автомобильный транспорт не имеют международной перспективы», – рассказал Олег Платонов.
Рокадные дороги в «никуда»
В преддверии вторжения Россия начала спешно строить рокадные пути, в том числе железнодорожные, по планам министерства обороны.
По итогам посещения оккупированных территорий Херсонской и Запорожской областей (официальный Киев называет такие поездки российских чиновников незаконными – КР), российский вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что готовится комплексный трехлетний план развития дорог, а дороги Запорожской области хотят увязать с региональными, федеральными и муниципальными дорогами России в единую сеть.
Комментируя по просьбе Крым.Реалии ситуацию и планы России, директор ООО «Транспроект» (Киев) Алексей Соколан заявил, что ни сухопутный коридор в Крым, ни анонсированные планы строительства дорог к реальной бизнес-логистике никакого отношения не имеют.
Заявленное Маратом Хуснуллиным строительство дорог – очередной миф, оно преследует цель рокадные – фронтовые – цели.
«Основная масса дорог была построена в середине прошлого века и была рассчитана на обеспечение существовавшей экономической системы, больше никто никаких ветвей не строил, ни с востока на запад, ни с севера на юг. Из Ростова-на-Дону и Таганрога за последние десять лет ничего не возили. И раньше этот путь использовался слабо. Основную транспортную роль играли порты Азовского моря. Заявленное Маратом Хуснуллиным строительство дорог – очередной миф, оно имеет целью рокадные – фронтовые – цели», – сказал Алексей Соколан.
В качестве проектировщика и строителя транспортных артерий он считает, что территорию России никак не связывали транспортные пути с востока на запад: такой путь там был один – Транссиб, а вот Москву обеспечивали вертикальные рокадные пути с юга на север.
«Построить дороги, которые будут отвечать современным требованиям – это одно, но главное – экономически обосновать и затем быть в состоянии обслуживать эти дороги и эксплуатировать прибыль. Дороги должны работать! Как и что за товары и грузы намерены транспортировать оккупанты и коллаборанты из Крыма и в Крым – непонятно», – заключил эксперт.
Рокадные цели России в регионе Черного моря
«Попытки включения подсанкционных и оккупированных территорий в торговые пути и торговые схемы сводят к нулю статус России как международного торгового партнера и практически ничем не помогают в решении реально существующих логистических проблем Крымского полуострова», – подытожил Олег Платонов.
Идея строительства Крымского моста и его рокадной роли в Черноморском регионе продвигалась по России давно. Этому предшествовали события и конфликт на острове Тузла в 2002 году.
В 2006 г. Россия предложила строить окружную дорогу вокруг Черного моря, этот проект Кремль продолжает лоббировать в Организации Черноморского экономического сотрудничества с учетом захваченных и оккупированных территорий.
22 апреля в России заявили о новых планах во время второй фазы спецоперации в Украине (так там называют полномасштабное вторжение): установить полный контроль над Донбассом и южной Украиной для обеспечения сухопутного коридора в аннексированный Крым и получения выхода в Приднестровье.
Масштабная война России против Украины
24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована территория Беларуси. На юге российская армия, в частности, оккупировала…