More
    ГоловнаВойнаТак называемые референдумы на оккупированных территориях: будут ли юридические последствия?

    Так называемые референдумы на оккупированных территориях: будут ли юридические последствия?

    (Рубрика «Мнение зрения»)
    Гюндуз Мамедов

    Речь идет о «референдумах» о согласии присоединиться к Российской Федерации – с нарушением норм международного права и прав человека.

    Сразу напрашивается параллель с событиями в Крыму в 2014 г. Однако с тех пор политическая ситуация изменилась и в результате полномасштабной агрессии России против Украины, начатой ​​24 февраля 2022 годабольшинство мировых лидеров, лидеров мнений пришли к выводу, что попытка умиротворить РФ после оккупации Крыма была роковой ошибкой, с последствиями которой Украина и мир вынуждены бороться сейчас.

    Прямое народовластие

    В современном мире референдумы как одна из немногих форм прямой демократии являются важным инструментом принятия решений. Они могут быть общегосударственными или местными, обязательными или факультативными.

    Исторически сложилось так, что в разных государствах референдумы воспринимаются по-разному.

    В частности, в Германии в основном реализуются местные референдумы. За исключением случаев, когда речь идет о принятии новой конституции, или об изменении федеративной структуры.

    Что касается общенациональных референдумов, то в Германии они потеряли свой авторитет после популистического опыта Веймарской республикикогда на референдумы выносили такие вопросы, как выплата репараций после Первой мировой войны и другие, которые были использованы нацистами как способ прийти к власти.

    А вот единственный в истории СССР референдум фактически стал началом конца советской империи.

    Голосование на Мачуховском избирательном участке N22 в Полтавской области во время Всеукраинского референдума по независимости Украины и президентских выборов.  1 декабря 1991г.  В Полтавской области независимость Украины поддержали 94,93 процента избирателей

    Голосование на Мачуховском избирательном участке N22 в Полтавской области во время Всеукраинского референдума по независимости Украины и президентских выборов. 1 декабря 1991г. В Полтавской области независимость Украины поддержали 94,93 процента избирателей

    Тогда на голосование выносился вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». И несмотря на то, что во всем СССР 77,85% ответили на вопросы референдума положительно, процесс распада это не остановило.

    В Украине одновременно с общесоюзным референдумом тогда проводился консультативный опрос «Согласны ли вы, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины».

    За проголосовали 80%, что привело к юридической коллизии, когда люди абсолютным большинством проголосовали за противоположные по существу варианты.

    Интересен пример референдума о независимости Шотландии, который основывался на демократических принципах и прошел в 2014 году. Тогда 55% шотландцев высказались против выхода страны из состава Соединенного Королевства. Но вопрос актуализировался снова. Ведь на референдуме 2016 года по выходу из ЕС большинство шотландцев выступили против.

    В настоящее время возможность проведения нового референдума рассматривается Верховным Судом Великобритании. В то же время в случае его проведения большинство голосов еще не будет означать независимость Шотландии. Британский и шотландский парламенты еще должны принять соответствующее законодательство. Однако это уже вопрос демократического диалога.

    Референдум по украинскому законодательству

    В современном украинском законодательстве предусмотрены общенациональные и местные референдумы. Однако местные в настоящее время не проводятся из-за отсутствия законодательной базы для их реализации. В то же время у нас действует закон «О всеукраинском референдуме», определяющий его как форму непосредственной демократии в Украине, способ осуществления власти непосредственно Украинским народом, заключающийся в принятии (утверждении) гражданами Украины решений путем голосования в случаях и порядке, установленных Конституцией Украины и соответствующим Законом.

    Предметом именно всеукраинского референдума (не местного!) среди прочих может быть вопрос об изменении территории Украины.

    Не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы, направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной розни.

    Референдумы часто критикуют за то, что они манипулятивны по своей природе: от того, как задан вопрос, во многом зависят ответы и, в конце концов, решения. Да и большинство людей часто не имеют достаточного уровня понимания экономических, политических и социальных процессов для решения важных общегосударственных вопросов.

    В любом случае основополагающим принципом референдумов является именно демократичность. При недемократических политических режимах псевдореферендумы, к сожалению, становятся удобным инструментом манипуляций и имитации народного волеизъявления.

    И именно такую ​​стратегию реализации собственной захватнической политики избрала РФ.

    Вернемся к 2014 году, когда РФ провела псевдореферендум в Крыму.

    Как это произошло:

    • Нарушая Конституцию Украины, нормы международного права и демократические принципы;
    • без привлечения международных наблюдателей и с завышенной явкой;
    • под дулами автоматов русской армии и уже практически в условиях оккупации.

    Мир осудил такие действия России и об этом свидетельствует ряд резолюций:

    • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 68/262 «Территориальная целостность Украины»,
    • и № 71/205 «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и г. Севастополь, Украина»,
    • резолюции Совета Европы «Об осуждении оккупации Россией территории Крыма и санкциях против России»
    • резолюции ПАСЕ “Политические последствия российской агрессии в Украине” и другие.

    Россия проигнорировала их, но в то время это не сделало РФ аутсайдером в международной политике. С Россией, несмотря на агрессию, продолжали говорить «на равных», что вселило в российские власти веру в безнаказанность. И, наконец, это привело к полномасштабной войне России против Украины, а также к попытке Кремля провести новые так называемые референдумы на временно оккупированных территориях.

    Какие международные нормы нарушают псевдореферендумы?

    Референдумы на временно оккупированных территориях Украины нарушают Конституцию (ст. 73, в которой говорится, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины) и целый ряд международно-правовых документов, которые Россия обязалась соблюдать.

    В частности, ст. 43 Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше 1907 года, которая утверждает, что государство-оккупант должно максимально соблюдать национальные законы оккупированного государства.

    А также ст. 47 Женевской конвенции IV о нерушимости прав населения оккупированных территорий.

    Уже не говоря о нарушение Устава ООН о принципе незыблемости границ и суверенитета государств.

    Кроме того, не следует пренебрегать и правами человека.

    Оккупационные администрации инициировали псевдореферендумы без согласия местного населения, нарушив базовое право на выбор и участие в управлении своим противоречащим государством. ч.1 ст.21 Универсальной декларации прав человека.

    Конечно, объявление так называемых референдумов на временно оккупированных территориях целесообразно анализировать не только в юридической, но и политической плоскости.

    Ведь это попытка, с одной стороны, оправдать агрессию искажением реальности, а с другой – переломить ход войны и нивелировать основополагающие принципы международного права и демократические ценности.

    Российские власти манипулируют понятиями международного права:

    • манипулирует понятием «геноцид»когда заявляет, что украинцы якобы осуществляют геноцид русскоязычного населения (что является предметом рассмотрения Международным судом ООН);
    • манипулирует понятием «трибунал»когда анонсируют «трибунал над членами полка «Азов»», не имеющий ничего общего с правосудием;
    • и, в конце концов, манипулирует понятием «референдум».

    Однако сейчас, в отличие от 2014 г., и реакция Украины, и реакция мира иная.

    Все действия Кремля по проведению на украинских оккупированных территориях так называемых референдумов только усиливают поддержку Украины и усилит санкции против РФ. А результаты таких референдумов, очевидно, будут признаны юридически ничтожными.

    Гюндуз Мамедов – заместитель генерального прокурора Украины (2019–2021 годы), кандидат юридических наук

    Мнения, высказанные в рубрике «Мнение зрения», передают взгляды самих авторов и не очень отражают позицию Радио Свобода

    Масштабная война России против Украины

    24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована территория Беларуси. На юге российская армия, в частности, оккупировала часть Запорожской и Херсонской областей, а на севере районы Сумщины и Черниговщины.

    Полномасштабное вторжение президент РФ Владимир Путин называет “специальной операцией”. Сначала ее целью определяли «демилитаризацию и денацификацию», затем – «защиту Донбасса».

    Российские власти заявляют, что армия не атакует гражданские объекты. При этом российская авиация, ракетные войска, флот и артиллерия каждый день обстреливают украинские города. Разрушения подвергаются жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры по всей территории Украины.

    К середине июля Украина оценивала потери России в войне в более чем 38 тысяч личного состава. Кремль не озвучивает данные о погибших во время вторжения, но признает, что потери «значительны». В конце июня президент Зеленский оценил соотношение потерь Украины и России как один к пяти.

    Не преодолев сопротивление ВСУ, уцелевшие российские подразделения в начале апреля вышли из территории Киевской, Черниговской и Сумской областей.

    После освобождения Киевщины от российских войск в городах Буча, Ирпеня, Гостомеля и селах области выявили факты массовых убийств, пыток и изнасилований гражданских, в том числе детей. Украинские власти заявили, что Россия совершает геноцид. Страны Запада принимают участие в подтверждении фактов массовых убийств. РФ исключает обвинения в военных преступлениях, а убийства в Буче называет «постановкой».

    Позже факты пыток и убийств украинских граждан начали открываться во всех населенных пунктах, которые были под российской оккупацией.

    Управление Верховного комиссара ООН по правам человека по состоянию на 18 сентября верифицировало 5 916 случаев гибели и 8 616 ранения гражданских людей в Украине в результате полномасштабной войны России против Украины, начатой ​​24 февраля 2022 года. В ООН подчеркивают, что реальные цифры значительно выше.

    Читайте також:  Армия РФ за сутки сократилась на 300 солдат из-за войны в Украине – Генштаб ВСУ

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини