Украинский законопроект о медиа, одобренный за основу парламентом, призван обновить законодательство, регулировавшее индустрию еще в 1990-х. По замыслу авторов он должен регулировать деятельность телевидения, радио, прессы, онлайн-медиа, стриминговых сервисов и платформ общего доступа к информации. По словам спикера парламента Украины Руслана Стефанчука, ообновить законодательство в области аудиовизуальных услуг – один из шагов, необходимых для начала переговоров о вступлении Украины в ЕС, он входит в пакет евроинтеграционных законопроектов, которые Верховная Рада планирует рассмотреть до конца года. В настоящее время документ оценивают эксперты Совета Европы и Еврокомиссии. Что хотят в нем видеть и насколько отвечает украинский законопроект европейским нормам? Радио Свобода изучало мнения и взгляды в Брюсселе и Киеве.
Органы ЕС оценивают трансформацию украинского медиапространства
30 августа Верховная Рада голосами 233 депутатов приняла законопроект «О медиа» в первом чтении, то есть – за основу. Его цель, как отмечено в пояснительной записке, – создать единую и взаимосогласованную систему правовых норм, направленных на регулирование правоотношений в сфере медиа, выполнение Украиной обязательств перед европейскими партнерами и введение норм законов ЕС в национальное.
«Отмечаю: это – евроинтеграционный законопроект», – цитировала председателя Верховной Рады Руслана Стефанчука пресс-служба украинского парламента.
Этот законопроект – среди шагов, необходимых, чтобы непосредственно начать переговоры о вступлении в ЕС, отмечала народная депутат «Слуги народа» Евгения Кравчук.
Что является ключевым для Еврокомиссии, чьи эксперты вместе со специалистами Совета Европы сейчас оценивают законопроект, содержащий более 300 страниц? Об этом Радио Свобода поинтересовалось у вице-президента Еврокомиссии, комиссара по вопросам ценностей и прозрачности. Веры Юровой.
«Украинский медиазакон должен соответствовать аудиовизуальной директиве (ЕС – ред.). Для нас главное увидеть в украинском медиазаконе надлежащую организацию структур, которые наблюдают за медиапространством, потому что в каждой стране должен быть какой-то независимый институт, который должен быть представлен очень уважаемыми людьми, независимыми лицами, наблюдающими за функционированием медиарынка», – говорит Юрова.
Законопроект о медиа, считает вице-президент Еврокомиссии, следует проанализировать на предмет независимости структуры, которая наблюдала бы за медиапространством. Вера Юрова добавляет, что это непросто, поскольку и в государствах-членах ЕС есть немало проблем, причем иногда – «это предмет жесткой политической борьбы».
«Некоторые говорят, что кто имеет СМИ, тот имеет власть. В нашем понимании никто из политиков не должен иметь СМИ. Поэтому мы так настойчиво стремимся видеть независимый орган, который следит за СМИ», – отметила Юрова.
Насколько отвечает медиазаконопроект требованиям ЕС?
Национальный союз журналистов Украины раскритиковал законопроект. Нынешний государственный медийный регулятор получает широкие полномочия и расширяется сфера его реагирования. Кроме теле- и радиопространства, как это в сфере Нацсовета, регулятор теперь может осуществлять предписания и вмешиваться в деятельность онлайн-медиа и печатных СМИ», – говорит председатель НСЖУ. Сергей Томиленко в комментарии Радио Свобода.
Он напоминает, что половина членов Нацсовета по телевидению и радиовещанию, согласно Конституции Украины, назначается парламентом, другая половина – президентом, а в условиях монобольшинства в парламенте, которое есть в нынешних условиях, это, по сути, влияние одной и той же политсилы .
«Базовые оговорки, которые у нас есть, – это фактическая возможность государственному регулятору внесудебным способом блокировать средства массовой информации, останавливать выпуск печатных СМИ или применять блокировки для онлайн-медиа. Понятно, что там есть определенный способ применения этих репрессивных санкций, но в то же время мы больше сторонники применять судебные определенные механизмы, чем позволять именно регулятору принимать решения и категорически повлиять – остановить деятельность СМИ», – отмечает Томиленко.
Первым этапом реформирования медийного законодательства, по мнению главы НСЖУ, могла бы стать имплементация аудиовизуальной директивы Евросоюза, однако она отражена в украинском законопроекте о медиа на 10-15 процентов, утверждает Томиленко.
«Украинские власти рассчитывают на то, что под соусом выполнения европейских обязательств и имплементации соответствующей директивы Евросоюза, что Европа даст добро на усиление контролирующих полномочий Нацсовета над всеми журналистами. (…) Сейчас будем смотреть, что, если будут гореть сроки выполнения обязательств Украины как страны-кандидатки перед Евросоюзом и, соответственно, насколько будут внимательны наши эксперты из Европейской комиссии, которые сейчас анализируют этот законопроект», – отмечал председатель НСЖУ, общаясь из Радио Свобода.
Как отзываются об инициативе европейских медиасоюзов?
В середине сентября Радио Свобода направило запрос с просьбой проанализировать украинский законопроект о медиа организации «Репортеры без границ», чья миссия – защищать свободу прессы, впрочем, ответа ждем. Также направляли письмо бельгийскому комитету Human Rights Watch, их отзыв также ожидаем.
Европейская федерация журналистов (EFJ) со штаб-квартирой в Брюсселе, представляющая около 320 тысяч медийщиков и более 71 медиаорганизации, в комментарии Радио Свобода отметила, что «не имеет возможности вдаваться в подробности украинского медиазакона». Но выразила солидарность с Национальным союзом журналистов Украины, призывая украинские власти привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами свободы прессы. В EFJ напоминают, что предоставление Украине статуса страны-кандидата в члены ЕС предполагает тщательный пересмотр украинского законодательства о СМИ.
«Нынешний проект закона о СМИ (…) содержит множество положений, противоречащих европейским ценностям. Он предлагает предоставить своевольные и непропорциональные регуляторные полномочия национальному регулятору, Национальному совету по телерадиовещанию, который будет иметь полномочия не только над аудиовизуальными медиа, но и над печатными и цифровыми СМИ», – говорится в заявлении Европейской федерации журналистов от июля 2022 года, , еще до принятия законопроекта за основу
Регулирование СМИ должно осуществляться органом, независимым от правительства, и его целью должно быть независимость медиа, а не их контроль, замечал генеральный секретарь EFJ. Рикардо Гутьерреспосоветовав украинским властям лучше общаться с представительными журналистскими организациями в Украине, в частности НСЖУ, и экспертами из Венецианской комиссии Совета Европы и «служб ЕС».
«Принудительное регулирование, которое предусматривается законопроектом и находится в руках регулятора, полностью контролируемого правительством, достойно худших авторитарных режимов. Его нужно удалить. Государству, которое применяло бы такие положения, просто не место в Европейском союзе. Не знаю, прислушались ли они к моему совету», – сказал Гутьеррес в комментарии Радио Свобода.
Европейская федерация журналистов направила письмо президентке Еврокомиссии, изображая ситуацию вокруг украинского медиазакона, и Урсула фон дер Ляен на него ответила, что уже хороший знак, отметила глава EFJ. Майя Север, передавая письмо НСЖУ. Глава Еврокомиссии в своем ответе отметила необходимость для украинского медиарегулятора быть независимым, и чтобы во время подготовки законопроекта проводились консультации с медиаорганизациями.
Урсула фон дер Ляен также добавила, что проект ЕС-Совета Европы способствовал процедуре оценки окончательной версии законопроекта, зарегистрированной в парламенте.
«Будьте уверены, что соблюдение этих рекомендаций будет учтено при оценке соответствия медиа-законодательства в процессе подготовки к поступлению. В наших тесных контактах с украинскими властями мы и дальше подчеркиваем, что уровень согласования должен быть приоритетом, а также, что следует по-прежнему консультироваться с гражданским обществом и медиа-организациями», – отметила фон дер Ляен.
Вице-президент GLOBSEC (Бельгия) Роланд Фрейденштейн заявил, что Европейская комиссия, оценивая украинскую заявку на членство, уже выразила удовлетворение движением Украины на встречу стандартам ЕС в области медиарегуляции.
В то же время, оценивая, насколько достаточен этот шаг, Фройденштайн отметил, что «это хороший первый шаг». Для Евросоюза, который сейчас оценивает украинский законопроект, добавил он, принципиально, чтобы рынок медиа был свободным, также – прозрачность по отношению к медиасобственности, менее «влиятельные» олигархи», независимость регуляционных органов, которые, соответственно, имеют ограниченную власть и не могут просто «закрыть» медиа».
«Я верю украинскому гражданскому обществу, когда оно выражает определенные опасения по этому конкретному закону. Это не означает, что Европейский союз или Европейская комиссия должны устанавливать баррикады и протестировать на этом этапе (…) Украинское гражданское общество действительно должно идти вперед, если есть сомнения в справедливости этого закона и его совместимости с верховенством права. В таком случае это должно быть озвучено», – говорит Фрейденштайн.
Что готовы изменить в законопроекте украинские власти?
Журналисты Радио Свобода, записывая интервью с министром культуры и информационной политики Александром Ткаченковспомнили критику, звучавшую в адрес медиазакона, в частности, от Комитета защиты журналистов (CPJ) (Комитет защиты журналистов – международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, занимающаяся защитой прав журналистов).
В случае принятия закон расширит полномочия Национального совета по телевидению и радиовещанию, государственного регулятора телерадиовещания, позволяя ему регулировать онлайн- и печатные издания, аннулировать регистрацию и лицензию любого СМИ, блокировать онлайн-СМИ без решения суда, и требовать от платформ социальных медиа и веб-браузеров удалять содержимое, запрещенное законом, согласно сообщениям многих СМИ, говорится на сайте CPJ, организации, призывающей снять документ с рассмотрения.
«Украинский законопроект о средствах массовой информации серьезно угрожает свободе прессы в стране, усиливая государственный контроль над информацией в то время, когда граждане нуждаются в ней больше всего», – сказала Гульноза Саидкоординатор программ CPJ в Европе и Центральной Азии