(Рубрика «Мнение зрения»)
Игорь Гирич
Термины-понятия: “Русь”, “Украина-Русь”, “Киевская Русь”, “Московская Русь”, “Новгородская Русь”, “Южная Русь”, “Древняя Русь”, “Киевское государство”. Кратко о появлении этих терминов и содержании, которое вкладывали в них.
(Эта публикация появилась на сайте Совета Свобода еще в 2021 году. Снова предлагаем ее вашему вниманию по случаю Дня украинской государственности, который в этом году Украина отмечает впервые)
Современный человек часто путает термины-понятия, которые ввели в публичное обращение историки для определения домодерновенного государства, с названиями государств, бытующих сегодня в ежедневном употреблении.
Скажем, когда говорим – средневековая Германия, то имеем в виду не территорию Федеративной Республики Германии. Мы понимаем, что в X–XIX веках существовало официально государство Священная Римская империя германской нации, которая включала территории современной Франции, Нидерландов, Бельгии, Италии, Австрии, Швейцарии и других стран. Что во времена развитого средневековья это был мультинациональный конгломерат стран.
Русь украинская не является тем же, что и Русь московская (русская)
Так же и Украина в XVII-XVIII веках, как казацкое государство, существовала под официальным названием Войско Запорожское. Не всегда название страны означало то самое национальное содержание, которое существует в наши дни. Польское определение Litwa совсем не было семантически тождественным к литовскому Letuva. Хоть и звучат они очень похоже. В первом случае для поляков это провинция польскокультурной. Речи Посполитойчто когда-то было Великим княжеством Литовским, но утратило свою литовскую национальную самобытность. Во втором – это удельно литовская Литва, восстановившая свою самостоятельность в 1918 году.
Так же и Русь украинская не является тем же, что и Русь московская (русская). Для Европы Русь – это территория, населенная украинцами и белорусами. Так она воспринималась даже в XVIII и начале XIX веков, когда уже была завоевана Москвой. Московская Русь называлась на картах Европы. Московией.
Источники летописные свидетельствуют о том, что для жителей княжеской Руси – Русь в узком смысле – это территория современных Киевской, Житомирской, Черкасской и Черниговской областей. С этим не спорят и российские современные историки. С колониальными завоеваниями и переселениями русинов-киевлян название Русь распространилось на всю древнекиевскую империю: на Северо-Восточную Русь с Владимиром, Суздалем и в конце концов Москвой.
Московское государство «переписало» свое прошлое под идеологическое оправдание новых захваченных земель, населенных украинцами и белорусами
«Подправка» исторической памяти состоялась во временах Российской империи во времена Петра I. Для этого понадобился историографический миф о «Москве – Третьем Риме», который возник со времен московского митрополита-грека Киприана в XIV веке.
Московское государство «переписало» свое прошлое под удобное идеологическое оправдание новых захваченных земель, населенных «тоже русскими» украинцами и белорусами.
В IX–XIII веках не существовало государства «Киевская Русь». Это историографическая политика столичных книжников транслировалась на официальную российскую схему истории. Генеалогически-династический принцип княжеской династии – Рюриковичей – был наложен Шлецером, Миллером и Карамзиным и другими в конце XVIII–начале XIX веков на многонациональное государство, в котором политически доминировала русская народность.
Для россиян Киевская Русь – это первый период домонгольской Руси до окончательного завоевания ее монголами и татарами в 1240-х годах. С укреплением Владимира в Северо-Восточной Руси предстает Московское княжество. И начинается история «Московской Руси». Петр I переносит столицу в Петербург и наступает эпоха новой истории России. Петербургской Руси.
Итак, как бы украинцу ни было приятно чувствовать, что Русь давняя ассоциируется с древним Киевом, к украинской истории термин «Древняя Русь» не имеет никакого отношения. Как и для польских историков и политической мысли, Литва – это только география польской территории; да и Киев для россиян – это только «мать городов русских».
Поэтому и применили украинские историки и философы истории другую историческую перспективу – национально-украинскую. Введя термин «Русь-Украина» или «Украина-Русь». Произошло это в 1860-1880-х годах, а утвердился этот срок после появления первого тома «Истории Украины-Русы» Михаила Грушевского в 1898 году.
Для украинцев это была научно-политическая альтернатива российской имперской политике, которая не признавала отдельного украинского исторического процесса, а следовательно и претензий украинцев на новейшее свое государство. Перенял традицию государственного Киева – Галич-Львов, когда в период с середины XIII века до 1340-х годов существовало Галицко-Волынское государство (королевство).
Следует употреблять понятие «Киевское государство» как параллельный синоним к «Украине-Русе»
Срок «Киевское государство» является синонимическим до «Украина-Русь». Оба не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Поэтому не только можно, но даже и употреблять понятие «Киевское государство» как параллельный синоним к «Украине-Русе». Это обогащает семантический ряд понятийного аппарата потребителя истории.
Вместе с тем содержательное наполнение этих двух понятий не совсем тождественно.
Говоря «Украина-Русь», мы прежде всего подразумеваем этническое определение территории населенной протоукраинцами во времена существования Киевского государства.
Когда мы употребляем понятие «Киевское государство», имеем в виду прежде всего историко-политический фактор – существование древнеукраинского государства в IX–XIII веках. Термин «Киевское государство» имеет как раз политическую составляющую, которую всегда должен иметь в виду, изучающий прошлое, человек. Его ввела в историографию и учебники государственная школа в Украине: В. Липинский, Д. Дорошенко, С. Томашевский.
Выдающийся украинский историк Николай Костомаров употреблял и понятие «Новгородская Русь», подразумевая отдельное политическое функционирование этого островка Северной России с Новгородом и Псковом от Москвы, до завоевания Иваном III в 1478 году. Новгородская республика (Господин Великий Новгород) просуществовала от XII–XV веков и ментально больше принадлежала к торговым Ганзейским республикам Северной Европы, чем к евразийской Москве. За что и поплатилась длительными репрессиями, депортацией и террором со стороны московского правительства, утратой независимости и культурным упадком и постепенной ассимиляцией московским этносом. Сегодняшний Великий Новгород – это уже ретрансляция московской политической традиции XV–XVI веков.
Украинцам лучше использовать соответствия: «древнеукраинский», «староукраинский», «киеворусский» и их синонимы
Термин «Древняя Русь» в русской историографии является синонимом «Киевская Русь» да «Московская Русь». Как правило его используют в русской литературе для обозначения хронологического периода от IX до конца XVII веков. Территориально российские исследователи под этот термин относят и украинские земли с Галицией и Закарпатьем включительно. Поскольку его ассоциируют соседи, прежде всего, с территорией этнической России, употреблять его в отношении Украины украинцам не совсем уместно. И лучше использовать соответствия: «древнеукраинский», «староукраинский», «киеворусский» и их синонимы.
Украинцы-малоросы предпочитали писать «Южная Русь», а сознательные украинцы – «Украина»
Под давлением российской цензуры и полицейскими преследованиями украинофилов в середине XIX века тогдашними украинскими историками употреблялся компромиссный термин. Об украинских землях писали как об истории «Южной Руси» или «Юго-Западной Руси». Беларусь официальными факторами называлась «Западной Русью». Именно такие термины употребляли в своих научных и литературных трудах П. Кулиш, М. Костомаров, В. Антонович. Этот термин-понятие в официальных подроссийских изданиях активно функционировал вплоть до 1917 года.
После революции 1905-1907 годов начали употреблять параллельно и термин «Украина», однако в эпоху реакции его применение было очень ограничено. Украинцы-малоросы предпочитали писать “Южная Русь”, а сознательные украинцы – “Украина”.
Игорь Гирич – профессор, доктор исторических наук
Мнения, высказанные в рубрике «Мнение зрения», передают взгляды самих авторов и не очень отражают позицию Радио Свобода