Пропаганда влияет на людей любой национальности, и в результате войну России против Украины поддерживает даже немало украинцев, живущих в России. В Карелии участники общества украинской культуры последние полгода дают концерты, участвуют в правительственных проектах и выступают на одной сцене с казаками, которые приветствуют агрессию России. «Русские украинцы» разделились на два лагеря: одни страдают из-за военных действий, другие говорят: «Где вы были эти восемь лет?». Корреспондент проекта Радио Свобода “Север.Реалии” поговорил и с теми, и с другими.
5 августа в урочище Сандармох в Карелии отмечали День памяти жертв Большого террора. Сандармох – это лес в двухстах километрах от Петрозаводска. В годы сталинских репрессий туда привозили и расстреливали политзаключенных. Место массовой казни было обнаружено в 1997 году силами «Мемориала» – петербургского и карельского. Сандармох признали объектом культурного наследия, там стали появляться отдельные мемориалы от разных народов, чьи представители здесь были убиты и похоронены.
Один из самых заметных – украинский Крест скорби. Он явился на пожертвования, которые собирало общество украинской культуры Калина. Ранее его члены регулярно приезжали в Сандармох – наряду с разнообразными чиновниками и депутатами. Однако за последние годы власти памятную дату начали игнорировать, и вместе с ними перестали приезжать общественные деятели. Не приехали они и в этом году.
Это неудивительно, говорит один из основателей общества «Калина» Андрей Литвин. По его мнению, организация давно утратила связь с исторической родиной. Утратила настолько, что сейчас фактически поддерживает вторжение России в Украину.
«Дружба народов»
Общество Калина активно ведет страницу в российской соцсети ВКонтакте. За 24 февраля тоже был пост, но не о нападении на Украину, а о Международном дне русского языка, который отмечали несколькими днями раньше. В тот же день появился репост из паблика Дом дружбы народов Республики Карелия: мы вместе, сила в единстве и т.д.
2 марта российские войска оцепили Мариуполь, отрезав город от источников воды, теплоснабжения и электричества, а также бомбили Киев, Харьков, Изюм, Житомир, Лисичанск. В Харькове от обстрелов пострадал Успенский собор, где укрывались гражданские, в Изюме и Житомире под удар попали жилые дома. Общество украинской культуры отреагировало на эти события постом об губернаторском проекте «Межнациональный видеогород «ВКонтакте с народами – диалог культур». «Калина» провела в одной из школ «музыкально-познавательное мероприятие» и викторину «по теме казаков».
14 апреля, когда затонул крейсер “Москва”, на странице общества украинской культуры появилась фотография “казака” Александра Фарутина с буквой “Z” на груди. Он также участвовал в «международном видеомосте», посвященном «диалогу культур». Фарутин когда-то был атаманом «петрозаводских казаков», но затем его сменил Наур Гокинаев, который в начале августа обучал молодежь незаконным вооруженным группировкам «ЛДНР» «мужеству и патриотизму». Сам Гокинаев тоже засветился на мероприятиях “Калины”. 23 мая он разместил пост о концерте в поселке Кончезеро.
Концерты с песнями на украинском языке, круглые столы, международные видеомосты – то, чем занимается общество украинской культуры, пока российская артиллерия крушит украинские города. Бывший сопредседатель организации Андрей Литвин считает, что это вполне закономерно.
Там преимущественно люди демонстрируют апатию, но есть и те, кто зомбирован, и они достаточно активны. Я в свое время ушел из хора, потому что украинцы, которые там пели, нападали на меня за поддержку Украины
– Там преимущественно люди демонстрируют апатию, но есть и те, кто зомбирован, и они достаточно активны. Я в свое время ушел из хора («Калина» имеет хор – ред.)потому что украинцы, которые там пели, нападали на меня за поддержку Украины, – говорит Литвин.
Он был у истоков Общества украинской культуры в Карелии. Оно появилось в 1993 году и занималось преимущественно просветительской работой.
– Хотелось попеть, пообщаться, фильмы посмотреть. Организовали воскресную школу, которую я возглавил. Набрал туда учителей-украинцев, даже удалось платить им небольшую зарплату. Мы учили детей и взрослых украинскому языку, культуре. Отмечали юбилеи выдающихся украинских деятелей – художников, писателей. Переписывались с другими национальными обществами, собирали свою библиотеку, – вспоминает он. – В марте мы традиционно проводили «Шевченковские дни». Это был большой концерт, как правило, в филармонии или в театре – на большой сцене, приезжали артисты из Украины.
Сначала власть помогала обществу украинской культуры, но потом отношения с чиновниками «формализовались», говорит Литвин. Это совпало с приходом нового руководителя. Светланы Рукавишниковой.
Как это вообще – поддерживать аннексию? Большинство просто замолчало, перестало действовать, исчезло…
– Она пытается угодить и нашим, и вашим. В начале 2014 Рукавишникова на один из вечеров принесла церковные свечи, чтобы вспомнить погибших украинцев. А уже в марте она пришла на репетицию и говорит: «Вот приходите на мероприятие в поддержку присоединения Крыма». Как это вообще – поддерживать аннексию? На одно из мер она подготовила баннер, где Украина изображена без Крыма, – утверждает Литвин. – В других регионах такая же ситуация. Большинство просто замолчало, перестало действовать, исчезло… Причем еще в 2014 году.
Сам Литвин от бывших соратников давно отошел и даже не знает, является ли членом общества.
Судя по всему, руководительница общества украинской культуры Светлана Рукавишникова сумела найти общий язык с властью. В 2019 году она была среди победителей Всероссийского конкурса лидеров НКО, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики. В том же году получила звание “Лауреат года Республики Карелия”.
Корреспондент проекта Радио Свобода “Север.Реалии” попытался поговорить с Рукавишниковой. Но та сначала сослалась на отпуск, потом – на отсутствие времени и мобильной связи на даче, а наконец призналась, что общаться не готова.
«Что там на уме у «бандеровцев», трудно сказать»
Поговорить согласилась руководительница другого украинского общества – из города Костомукша. На странице ансамбля украинской народной песни «Мрія» все так же хорошо и мирно, как и у их коллег из Петрозаводска. К примеру, 24 апреля администратор группы вывесил поздравления с Пасхой. За день до этого российские войска нанесли по Одессе ракетный удар, в результате которого погибли пять человек, в том числе семья с трехмесячным младенцем. А 1 июня, в День защиты детей, участники ансамбля провели с детьми «веселые украинские игры и мастер-класс по плетению венчиков».
– Сначала мы притихли, – вспоминает первые дни войны руководитель коллектива Лариса Ершова. – Но потом все наладилось. Сейчас мы выступали на празднике в селе Тикша, нас пригласили, мы уехали. На День металлурга выступали – у нас горнодобывающий комбинат 40 лет этого года. Нас очень любят в городе, хорошо принимают, спрашивают, когда мы еще будем выступать.
По словам Ершовой, в хоре большинство – этнические украинцы, как и она сама.
– Когда строился комбинат, многие приехали из Кривого Рога, потому что там пять горно-обогатительных комбинатов, много специалистов. Я тоже родом из Кривого Рога. Однако есть у нас и россияне, которым просто нравится украинская песня.
На странице Ершовой в российской соцсети «ВКонтакте» – преимущественно поздравления с церковными праздниками, но есть и «патриотический контент». Да, какой-то мужчина на фоне памятника поет в микрофон: «Я русский, я тот самый колорад, совдеповский отстой, рашист и вата, я тот, кто любит водку и парад, я сын победившего солдата… понятий, поэтому она привычно объясняет» – тому подобное.
Позвал бы кто-нибудь на митинг в поддержку «спецоперации», может, и пошли бы. Родственникам всяческую чушь говорят о России. Они нас, конечно, не понимают. Я верю в телевизор, а родственники – что они знают?
– Я все время слежу за новостями. Восемь лет бомбили Донбасс. Может даже какое-то чувство радости почувствовала, что наконец эту «фашистскую дрянь» давить начали, – говорит руководитель украинского хора. – Коллеги по хору в основном таких же взглядов. Мы как-то пытаемся эти вопросы не обсуждать. В душе поддерживаем, а на митинги не ходили. Но позвал бы кто-нибудь на митинг в поддержку «спецоперации» (так в России называют войну против Украины – ред.) – может, и пошли бы.
У Ершовой остались родственники в Украине. И у них совершенно другой взгляд на «спецоперацию».
– Им там всяческую чушь говорят о России. Мы с сестрой стараемся на эти темы не говорить, только на личные. Они нас, конечно, не понимают. Я верю в телевизор, а родственники – что они знают? Кривой Рог пока не трогают. Наши не будут трогать, россияне. А что там на уме у этих «бандеровцев» трудно сказать. Они там в Украине бомбят мирное население, а сами говорят, что это наши делают. Я в жизни не поверю! Наши бомбардируют только военные объекты. Хочется верить так.
Российские власти заявляют, что армия не атакует гражданские объекты. При этом российская авиация, ракетные войска, флот и артиллерия каждый день обстреливают украинские города. Разрушениям подвергаются жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры по всей территории Украиныпочему есть многочисленные доказательства
В ООН смогли подтвердить (от 24 февраля до полуночи 31 июля) 5327 случаев гибели и 7257 – ранения гражданских людей в Украине из-за полномасштабной войны, начатой Россией.
В самом Кривом Роге «бандеровцев», правда, нет, говорит Ершова. Да и русскоязычное население там вроде бы не притеснялось. «Я вот в 2019 году была, так спокойно по-русски разговаривали, в магазинах обслуживали», – вспоминает руководитель ансамбля. Никаких противоречий в своих словах она не видит.
– Мы – украинцы другие, мы – советские украинцы. Россия сражается с НАТО, Америкой. Украинцы чего, это пушечное мясо. И не все там “бандеровцы”. Мне их жаль, конечно. Ну а что делать? – рассуждает Ершова.
«Мне стыдно за то, что я молчу»
– Я боюсь, как и все. И сейчас боюсь, боюсь умереть в тюрьме, а не дома. Но никогда не пойду на прямое предательство своих взглядов, – признается Лариса Скрипниковабывшая руководительница «Калины».
Скрипникова раздает указания людям, которые вместе с ней приехали в Сандармох почтить память украинцев, убитых во время Большого террора.