More
    ГоловнаВойна«Умирало по 5 человек» – водитель об эвакуационных колоннах, следующих с оккупации

    «Умирало по 5 человек» – водитель об эвакуационных колоннах, следующих с оккупации

    Валерия Константинова

    Константин Рогозин – водитель-волонтер из эвакуационной колонны, которая простояла на пропускном пункте «Василовка» 12 суток, чтобы выехать на подконтрольную украинским властям территорию. Несмотря на эти обстоятельства, он не бросает свою работу и продолжает эвакуировать людей. О том, что происходило в очереди, как спасают людей из оккупации, Константин рассказал проекту Радио Свобода «Новости Приазовья».

    Константин Рогозин с переселенцами с оккупированных территорий

    Константин Рогозин с переселенцами с оккупированных территорий

    Был моряком – стал волонтером

    Война объединила всех украинцев, по зову души пытающихся помочь в это сложное время друг другу, сделать добрые и полезные дела. Константин Рогозин рассказал, почему и как стал волонтером в благотворительном фонде.

    Мне хотелось быть полезным, но военного опыта не имел, поэтому решил заняться волонтерской деятельностью

    – По профессии – я моряк. Буквально перед войной приехал в отпуск в семью. И тут все началось. Мне хотелось быть полезным, но военного опыта не было, поэтому решил заняться волонтерской деятельностью. В социальных сетях нашел несколько чатов, в которых искали волонтеров для эвакуации людей. Первые несколько организаций мне ничего не ответили. А вот фонд “Украина в сердце” предложил сотрудничество.

    В начале войны мужчина вывозил людей из Гуляйполя Запорожской области. Жители уезжали, потому что русская армия быстро продвигалась в город, была угроза оккупации. Для поездок на оккупированные территории волонтеры оформляли специальные автомобили.

    – С мая начали выезжать в оккупацию по 2-4 раза в месяц. Все зависело от разных факторов, ведь система выездов постоянно меняется. Бывало, что дольше стояли на выезде в Васильевку и, наоборот, на въезд на подконтрольную Украине территорию.

    Автоочередная протяженностью 12 километров

    Константин обычно остается ночевать в городе, в который въехал для эвакуации. А уже утром уезжает обратно в Запорожье.

    Желающих уехать была 2-километровая очередь. Она была самой длинной за все время войны

    – Последний раз выезжал на эвакуацию 29 сентября. На следующий день мне знакомые сообщили, что разбомбили колонну на выезде из Запорожья. В этот день я с четырьмя пассажирами выехал в ту сторону. Мы проехали трассу в Васильевке и стали в колонну. оккупанты выпускали разное количество автомобилей. Могли за день пропустить как 40 машин, так и 170. Но желающих уехать была 2-километровая очередь. Она была самой длинной за все время войны. Мы тогда провели на трассе 12 суток.

    Константин Рогозин вывозит людей из оккупации

    Константин Рогозин вывозит людей из оккупации

    Мужчина отмечает, что существуют отдельные льготные очереди, в которые можно стать, если в автомобиле есть люди с инвалидностью, пожилые люди или дети.

    – В тот ужасный день мы стояли как раз в льготной очереди, потому что со мной были пожилые люди и с инвалидностью. Я рассчитывал, что 30 сентября уже уеду, но из-за обострения боевых действий никого не выпустили. Накануне еще ввели «спецпропуск». Это посеяло панику среди людей, ведь некоторые уже стояли по пять суток на трассе. Но российским военным было безразлично, и они ввели «пропуска» для всех без исключения.

    По очереди мы ходили в комендатуру подавать свои данные, чтобы уехать. Они (оккупанты – ред.) брали паспортные данные, прописку, все фотографировали, проверяли телефон, требовали обоснования поездки.

    Выживание на трассе

    Желающие покинуть оккупированные территории вынуждены выживать на трассе, как могут, говорит мужчина. Они даже пытаются обустроить минимальный быт, рассказывает Константин.

    – На трассе все происходит в ужасающих бытовых условиях. Спасибо местным жителям, которые помогают, хоть и не бесплатно, привозят нам еду, воду, хлеб. Максимум, что могут позволить себе люди, ожидающие очереди, оставить документы на блокпосту, заехать в Васильевку и в магазине что-то купить, заправить авто и т.д.

    Относительно душа – люди делали из подручных материалов кабинки или в посадках вешали баклажки и мылись.

    – О других возможностях и речи не может быть. Нормальной туалеты и душа там нет. Туалет в виде скрученной из металла конструкции и двух дыр появился где-то в сентябре. Относительно душа – люди делали из подручных материалов кабинки или в посадках вешали баклажки и мылись. В конце лета либо «власть» (оккупационная – ред.), либо кто-то другой обустроили душевые кабинки. В таких условиях провести более двух дней очень тяжело.

    По словам волонтера, дети тоже тяжело переносят дорогу и пробки. Чтобы отвлечься и упустить время, они играют в футбол и другие активные игры.

    Летом во время жары бывало, что в колонне умирало и по пять человек

    – С пожилыми людьми еще сложнее. Для них такие бытовые условия – на грани выживания. Кроме того, есть люди, которые находятся в памперсах, практически не ходят.

    – За эти 12 дней, которые провели в колонне, говорили, что умерли два человека. По крайней мере, однажды я видел, как приезжала «скорая», потому что у кого-то случился сердечный приступ. Летом в жару бывало, что в колонне умирало и по пять человек.

    «Подрывались на собственных минах»

    Константин говорит, что люди практически живут в машинах. Это очень неудобно, особенно когда транспорт переполнен, подчеркивает водитель. С холодами ситуация немного изменилась – в машине можно погреться.

    Что касается времяпрепровождения в более или менее нормальных условиях, спрятаться от жары и дождя – есть вариант посетить кафе, которое работает в здании заправки, но цены там очень высокие, отметил Константин.

    Кроме мыслей о том, чем себя занять, следует думать о собственной безопасности, чтобы доехать до места назначения живыми и здоровыми, отмечает волонтер.

    – Бывали случаи, когда российские военные сами ночью взрывались на минах. На обочине действительно их немного, только у блокпостов, чтобы нельзя было объехать мимо. Ближе к «серой зоне» взрывные устройства лежат прямо на дорогах.

    Если в телефоне есть фото военных, какая-нибудь наколка на теле или еще что-то, то будут допрашивать

    Реакция кафиров на выезд людей с подконтрольных им территорий бывает разной, но, по словам Константина, и адекватной.

    – Отношение кафиров, в принципе, нормальное, видимо, у них такой приказ в отношении местного населения. Если у вас все хорошо, то вам пожелают и хорошего дня. Но если в телефоне есть фото военных, какая-нибудь наколка на теле или еще что-то, то будут допрашивать.

    «Используют колонну как живой щит»

    Волонтер отмечает, что ночью на трассе видно, как недалеко от колонны «Грады», «Ураганы» противника обстреливают украинские города.

    От украинских военных рядом с нами ничего не прилетало, и поэтому оккупанты пользуются этим

    – Судя по звукам, они где-то в километре ставят эти установки и используют нас как «живой щит». От украинских военных рядом с нами ничего не прилетало, и потому оккупанты пользуются этим. Допускаю, что часто сердечные приступы происходили и из-за этих ужасных звуков.

    Люди на свой страх и риск продолжают выезжать с оккупированных территорий, говорит Константин. По его словам, они будут выживать в километровых очередях, чтобы как можно дальше быть от оккупационного режима, добавил волонтер.

    Читайте також:  шантаж Кремлем Запада и Украины может сыграть с Путиным злую шутку

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини