Европейский союз на своем саммите 23 июня предоставил Украине статус страны-кандидата и подтвердил тем самым рекомендацию Еврокомиссии от 17 июня, которая высказалась за кандидатство Украины и Молдовы (но пока не Грузии). Между тем, ЕС дал Украине до декабря время для выполнения ряда требований относительно реформ – в случае провала у Киева статус кандидата могут даже отобрать. Радио Свобода поговорило с тремя ведущими экспертами по евроинтеграции и поинтересовалось – реально ли так быстро выполнить требования ЕС и что вообще означает статус страны-кандидата.
Украинской евроинтеграции уже более двух десятилетий. Но реально она значительно продвинулась после Революции достоинства – Соглашение об ассоциации, зоне свободной торговли, безвизовом режиме с ЕС…
На самом деле за это кандидатство мы заплатили кровью многих погибших людей. И нужно помнить цену этого для Украины
Нынешняя война России против Украины повлияла на ход событий и темпы. Подав заявку на членство и заполнив опросник ЕС, Киев вышел на положительное решение о статусе страны-кандидата менее чем через 4 месяца после начала российской агрессии.
«На самом деле за это кандидатство мы заплатили кровью многих погибших людей. И нужно помнить цену этого для Украины», – говорит в интервью Радио Свобода исполнительный директор Центра противодействия коррупции. Дарья Коленюкпризывая не упустить шанс, который дала история и битва за независимость Украины, которая сейчас проходит на фронтах.
«Это выдающийся момент, это исторический момент! Это победа для нашего государства. Это один из базовых элементов победы Украины в этой войне. Это знак для украинского народа, что нас ждут в Европейском союзе и что есть четкий механизм, как Украина вступит в ЕС. Конечно, это не будет очень быстро, это займет время», – добавляет Каленюк.
В решении Брюсселя о предоставлении Украине статуса страны-кандидата есть несколько требований – их семь, они сформулированы короткими блоками.
К анализу их выполнения ЕС вернется на своем саммите в декабре и в случае негативной оценки у Украины могут отобрать статус кандидата.
Обычно все, что касается евроинтеграции – это общие, размытые требования. А сейчас требования четкие
Обычно, кстати, сначала выдвигают требования, а затем дают кандидатский статус, но – как мы уже отмечали – время сейчас особое, идет война, Украина воюет за свою свободу и фактически защищает также Европу и европейские ценности. Потому и было решение – кандидатство сначала, а требования на потом, а не наоборот.
«Требования очень четкие. Обычно все, что касается евроинтеграции – это такие общие, размытые требования и иногда трудно оценивать, что выполнено, а что нет. А сейчас требования четкие. Эти требования – это фактически набор тех страхов, которые имели европейские страны по отношению к нам. А сейчас они выложили это на одном листе в форме семи требований», – говорит в интервью Любовь Акуленко, исполнительный директор Украинского Центра европейской политики.
Но все по порядку.
ЕС для удержания статуса кандидата требует у Украины провести реформу Конституционного суда.
В этом с ЕС согласны и украинские эксперты – ведь не проводился нормальный отбор судей Конституционного суда, нет закона, который будет регулировать конкурсный, прозрачный конкурс и процесс отбора. И сейчас это застопорилось из-за войны – на ее фоне – так сказать, не в КС.
Вторым требованием, чтобы не забрали статус кандидата, является продолжение судебной реформы.
Судебная реформа необходима для инвестиций. Без инвестиций невозможно модернизировать Украину
«Та же судебная реформа – это то, что нужно для инвестиций. Без инвестиций – реальных, серьезных, больших – невозможно модернизировать Украину. Надеюсь, что статус кандидата мобилизует Украину, и она быстро выполнит эти требования», – говорит Радио Свобода. Вероника Мовчан из Института экономических исследований и политических консультаций, которая много лет занимается темой отношений Украина-ЕС.
О важности судебной реформы – вообще независимости и профессионализма судебной ветви власти говорят и другие. Дарья Каленюк говорит, что уже пора завершить реформу Высшего совета правосудия, которую приостановила война.
«Нужно завершить очищение Высшего совета правосудия и назначить, наконец, по независимой процедуре членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которые будут набирать новых судей, проводить их аттестацию. Здесь нужно несколько месяцев, чтобы завершить эту реформу», – говорит Каленюк в интервью.
«Без должной судебной сферы к нам никогда не придут инвестиции, а они для нас чрезвычайно важны для послевоенного восстановления. Инвесторы не могли защитить свою собственность, потому что у нас суды не работают. И для украинцев судебная реформа будет огромным плюсом», – говорит Акуленко.
Статус кандидата – это мощный сигнал Москве, что никакой «сферы влияния России» в Украине не будет
Что касается другого требования со стороны ЕС – назначения руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратур (САП), то Каленюк вообще считает это «вопросом одного часа».
Полтора года продолжался конкурс, избрали кандидатов, замечаний к процедуре отбора не было, но комиссия не назначала победителя. «Офис президента должен сказать: Уважаемая комиссия! Пора собраться, потому что от вас зависит, будем ли дальше двигаться в ЕС», – объясняет Каленюк.
Так же и избрание руководителя Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). В апреле этого года завершились полномочия главы НАБУ Артема Сытника, рай и.о. руководителя НАБУ есть Гизо Углава, но нужно прозрачно и честно выбирать нового директора НАБУ. Собеседники Радио Свобода говорят, что это можно выполнить за три месяца!
Также среди антикоррупционных требований со стороны ЕС – реальное воплощение принятого ранее антиолигархического закона.
Здесь, подчеркивают эксперты, мяч на поле Антимонопольного комитета.
Появится ли у власти воля идти на клинч с олигархами и отодвигать их от политических процессов – я не знаю, но я хотела бы, чтобы это было
«Ну, это вопрос в Антимонопольный комитет. Потому что некоторые отрасли монополизированы олигархами, а Антимонопольный комитет говорит, что нет монополии. Ограничивать сжигание олигархов – это сложная задача, которая стояла перед каждым из президентов. Шла межклановая, междоусобная борьба, но реально влияние олигархов никто не ограничивал. Появится ли у власти воля идти на клинч с олигархами и отодвигать их от политических процессов – я не знаю, но я хотела бы, чтобы это было», – говорит в интервью Любовь Акуленко.
«Это такой месседж из Брюсселя, что олигархи – это проблема. Мы рады, что Украина на уровне высшего руководства осознает эту проблему, но мы хотим иметь четкое понимание как мы дальше двигаемся с деолигархизацией Украины», – соглашается Дарья Каленюк.
В этом же русле и еще одно требование – усилить борьбу с отмыванием средств, а также создать комплексный стратегический план реформирования правоохранительного сектора.
Также ЕС требует от Украины преодоления влияния корыстных интересов по аудиовизуальным медиа услугам – чтобы передать полномочия независимому регулятору СМИ и согласовать это законодательство с европейским.
Седьмым требованием, чтобы не забрали у Украины статус страны-кандидата на членство в ЕС в декабре, является изменение законодательства о национальных меньшинствах. Здесь Киев должен согласовывать законодательство с Венецианской комиссией и чтобы были разработаны механизмы быстрого и эффективного внедрения.
«Требование по окончании реформы в отношении национальных меньшинств. Здесь следует Венгрия очень четко видна», – говорит в интервью Акуленко, имея в виду давнюю трактовку официальным Будапештом проблем венгров Закарпатья.
Эксперты говорят, что законодательство о нацменьшинствах можно доделать, согласовать его с Венецианской комиссией, но здесь есть одно но.
«Как можно проводить широкую общественную дискуссию – в нас же военное положение, война? Это сложно сделать. Верховная Рада работает нерегулярно, есть определенные ограничения для СМИ, нельзя проводить публичные акции и пикеты… Какова речь о широком общественном диалоге?» – спрашивает Акуленко.
Но поскольку требование такое со стороны ЕС есть – его нужно тоже выполнять, говорят собеседники Радио Свобода. А выполнение этого пункта – при последнем слове за Венецианской комиссией – может потенциально разморозить проблемные уже многие годы отношения Киева и Будапешта.
Получение кандидатского статуса, выполнение требований ЕС, говорят эксперты – и вообще путь в ЕС – отдаляют Украину от России, от так тормозившей ее развитие постсоветскости.
Это исторический момент, который подтолкнет изменения, и люди будут лучше понимать, где они будут жить, где будут жить их дети
“Это мощный сигнал Москве, что никакой “сферы влияния России” в Украине не будет”, – говорит в интервью Дарья Каленюк.
Это первый шаг. Окончательно скажем «До свидания, Россия!» когда начнутся переговоры о членстве, и мы станем членом ЕС. Тогда точно попрощаемся с Россией, а сейчас это первый огромный шаг, исторический шаг, который оттягивает нас очень далеко от России. Очень далеко!» – говорит Любовь Акуленко.
Также эксперты подчеркивают, что надо воспринимать требования ЕС – не как некую европейскую причуду, а как вещи, выполнение которых является коричневым для самой Украины, потому что делает ее более модерной, более европейской.
«Это все абсолютно реально выполнить… На самом деле, кандидатский статус позволяет преодолеть торможение и завершить реформы, которые важны самой Украине, – говорит в интервью Вероника Мовчан. – И сейчас в состоянии войны, когда Россия атаковала Украину, – кандидатство – это цель,…