Россия увозит украинский урожай и пытается продать его как свой. Президент Украины Владимир Зеленский сообщал, что «оккупанты украли уже, как минимум, полмиллиона тонн зерна и ищут, как их где-то и вчера продать». Россия вывозит, в том числе, то зерно, которое Украина должна экспортировать в Африку, Азию, страны Европы, но его основные запасы сейчас остаются на складах через заблокированные военными РФ украинские морские порты.
«Схемы» побеседовали с аграриями, у которых кафиры отбирают зерно, проанализировали десятки спутниковых снимков и показывают масштабы: как, куда и сколько зерна захватчики уже успели вывезти из Украины. Начиная с пути, который преодолевают грузовики с оккупированных территорий в порт в Севастополе «Авлита», и заканчивая кораблями, по которым Россия вывозит зерно за границу для дальнейшей продажи.
Угрозы аграриям
До полномасштабной войны Украина является одним из крупнейших в мире экспортеров пшеницы и производителей кукурузы.
После начала полномасштабной войны Украина не может в привычных объемах вывозить зерно покупателям – странам Африки, Азии и Европы. Ибо основной путь для его транспортировки – море. В настоящее время порты Черного и Азовского морей заблокированы российскими военными.
О глобальном продовольственном кризисе из-за войны в Украине говорят все – от президента Зеленского до мировых лидеров.
- «Мы не можем отправить 22 миллиона тонн зерновых, которые уже есть на складах в Украине», – говорил Владимир Зеленский.
- «Война Путина перекрыла критические источники снабжения пищей. Если эти тонны не попадут на рынок, многие люди в Африке умрут от голода», – заявлял президент США Джо Байден.
- «Неоткрытие этих портов в Одесской области станет объявлением войны глобальной продовольственной безопасности. И это приведет к голоду, дестабилизации и массовой миграции по всему миру», – высказывался исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бизли.
Блокируя возможность Украине экспортировать зерно по морю, российские кафиры одновременно начали его забирать насильно у украинских аграриев. И вывозить – чтобы самим зарабатывать на продаже.
Вывозят из элеваторов ныне оккупированных территорий Херсонской, Донецкой, Луганской и Запорожской областей.
Те владельцы агропредприятий, с которыми «Схемам» удалось поговорить, до сих пор остаются на оккупированных территориях. Опасаясь за свою безопасность, они не захотели говорить под запись, но рассказали, как это было. А именно: российские военные либо потребовали продать зерно за бесценок, либо забирали его просто так.
Отдельные примеры – собирают и во Всеукраинском аграрном совете.
«Российские военные фактически угрожали расправой аграриям, если бы они не соглашались добровольно отдать. Просто забирали бы зерно, которое содержится на элеваторах, подгоняя свои автомобили в помещение, где оно хранилось, или загружали на автомобили, которые двигались в направлении временно оккупированного Крыма», – рассказывает заместитель председателя общественного союза «Всеукраинский аграрный совет» Денис Марчук.
В мае кафиры сменили тактику, рассказывают в совете – заставляя аграриев подписывать договоры. Чтобы таким образом попытаться легализовать свои незаконные действия.
«Когда то, чем ты владеешь, примерно 70%, должно отдать на нужды оккупанта. Речь идет и о старом урожае, и фактически они уже закладывают такие условия на следующий урожай озимых», – говорит Марчук.
Еще один способ узаконить присвоение чужого зерна – так называемая «национализация». По словам Марчука, оккупационные власти выдают «документы», согласно которым продукция и имущество фермера «переходят в собственность общины».
Как кафиры вывозят восторженный урожай?
С оккупированных территорий зерно захватчики сначала вывозят преимущественно фурами.
«Воруют, грузят на соответствующий свой транспорт и везут в направлении временно оккупированного Крыма или в направлении Российской Федерации», – рассказывает первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий.
«Ярким примером тому являются заявления «Красноярского законодательного совета», официально сказавшего, что готов принимать украденное в Украине в Херсонской и Запорожской областях зерно для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность своего региона. И так же есть другие незащищенные аграрные регионы России, которые с удовольствием будут принимать украденное, а часть они, конечно, будут отправлять, потому что это достаточно ценный бизнес. Это миллионные доходы, которые они фактически будут получать, ничего не затратив для этого. Просто завладев территориями военным способом», – говорит Денис Марчук.
Впрочем, в Россию везут меньшую часть зерна. Большая часть украденного украинского зерна попадает в оккупированный Крым.
Это видео в конце мая в своем телеграмм-канале выложил глава так называемой крымской Ассоциации грузоперевозчиков и бывший назначенный Россией министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. Похоже, что на видео именно зерновозы, которыми кафиры вывозят в Крым украинскую пшеницу и рожь.
Более того, кафиры даже кичатся тем, что увеличился поток фур в сторону полуострова. И заявляют, что начали работы по расширению пунктов пропуска из Херсонской и Запорожской областей.
«Сегодня идет обустройство дополнительных полос пункта пропуска. Уже насыпаны площадки. И в ближайшее время здесь начнется досмотр грузовых автомобилей», – рассказал Цуркин.
Отдельно «Схемы» проанализировали спутниковые снимки и увидели тянущиеся в сторону Крыма колонны зерновозов. Спутник Planet Labs фиксировал их в течение мая. Например, вот это дорога, которая ведет из Запорожской области в полуостров – через город Чонгар.
Такие же очереди из фур в мае были у пропускных пунктов города Армянск, к которому ведет дорога из Херсонской области Очереди из грузовиков появляются не только в сторону Крыма, но и в сторону Херсона.
Транспортировка фурами – это один из этапов вывоза российскими оккупантами украинского зерна.
Дальше его грузят на суда в крымском порту.
Журналисты проанализировали, что это за корабли и куда именно кафиры вывозят украинскую пшеницу.
Суда, которыми вывозят зерно
Только за май с помощью спутниковых снимков Planet Labs «Схемы» насчитали прибытие в морской порт Севастополя 12 грузовых судов.
С отключенными радарами они подходили к причалу крупнейшего зернового терминала Крыма. “Авлита”. Это подтверждают и снимки с земли, которые удалось сделать журналистам проекта Радио Свобода Крым.Реалии.
До 2016 года этим зерновым терминалом через цепочку фирм владел украинский олигарх Ринат Ахметов. Теперь «Авлита» фактически контролирует Российская Федерация.
То, что продукция, которую грузят в порту Севастополя, принадлежит Украине, в профильном министерстве сомнений нет.
«Если мы говорим о Крыме, мы понимаем, какие там площади сеялись в прошлом году, там сращение не было уже более 7 лет. Зерно там вырасти не могло», – говорит Тарас Высоцкий.
Когда и какими судами непосредственно вывозили зерно из Украины за месяц?
2 мая в порт Севастополя зашло российское судно «Матрос Позинич».
Через неделю, 9 мая, к причалу зернового терминала пристал сравнительно небольшой сухогруз. Его название пока установить не удалось.
13 мая возле «Авлиты» отмечен сирийский балкер Finikia.
18 мая уже второй раз в зерновой терминал зашел российский сухогруз «Матрос Позинич». Там судно находилось до 20 мая. “Матрос Позинич” вышел в море, указывая портом выхода – Керчь.
29 мая судно появилось на спутниковых снимках в сирийском порту Латакии, где можно было увидеть, как разгружают украинское зерно.
21 мая на место «Матроса Позинича» возле терминала стало другое российское судно «Матрос Кошка». Загрузилось зерном и вышло из Севастополя. Указывая портом назначения Ливан, направилось к Средиземному морю. Однако 30 мая его след потерялся: “Матрос Кошка” выключил радары, находясь возле Кипра.
25 мая в «Авлиту» прибыло еще одно российское судно «Михаил Ненашев». Процедура повторилась: оно загрузилось зерном и направилось к Средиземному морю. Согласно информации Marine Traffic, «Михаил Ненашев» дошел до турецкого Искандеруна. Позже судно снова направилось в сторону Крыма. 15 июня «Ненашев» был зафиксирован возле «Авлиты» – на фото с земли журналистами Крым Реалии. При этом, согласно Marine Traffic, порт прибытия был указан другой – российский Кавказ.
27 мая спутник зафиксировал возле “Авлиты” небольшое судно для насыпных грузов.
А 29 мая – уже сирийское судно Souriaчто прибыло из турецкого порта Искендерун
На следующий день возле него стало еще одно небольшое судно класса река-море, на которое загружали зерно.
3 июня это судно и упомянутое сирийское Souria – вышли из порта Севастополя. И снова на их места стали аналогичные по классам грузовые суда.
4 июня их снова заменяют два схожих по классу судна. Они также прибыли за зерном.
Журналисты решили подсчитать, сколько зерна за месяц таким образом могли вывезти кафиры. На основе данных сервиса Marine Traffic и в соответствии с анализом…