More
    ГоловнаВойнаТайны граффити Софии Киевской. Язык периода Украины-Руси

    Тайны граффити Софии Киевской. Язык периода Украины-Руси

    Собор святой Софии в Киеве или София Киевская – одно из уцелевших сооружений времен Украины-Руси, построенное во втором десятилетии XI века (1011–1018 годы). Этот памятник украинской архитектуры и монументальной живописи внесен во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Радио Свобода с помощью историка, специалиста по эпиграфике Вячеслава Корниенко подготовило рассказ о надписях на стенах собора.

    Изучение этих надписей помогает исследователям больше узнать о жизни людей тех времен и понять, на каком же языке они говорили.

    (Эта публикация появилась на сайте Совета Свобода еще в 2021 году. Снова предлагаем ее вашему вниманию по случаю Дня Украинской Государственности, который в 2022 году Украина отмечает впервые)

    На княжеских хорах Софии Киевской обнаружены, в частности, граффити:

    • с именами княгини Олисавы и ее внуков – матери и сыновей князя Святополка Владимировичасделанные по их заказу в 1019 году;
    • к этому же году относятся и граффити, написанные отроками (дружинниками) посадника Константина Добрыничакоторые были в армии Ярослава Мудрого;
    • среди граффити – первая известная купчая XII века, свидетельствующая о покупке «княгиней Всеволодовой» Бояновой земли. Эта земля, куплена Марией Мстиславовной – женой Киевского князя Всеволода Ольговича– возможно, принадлежала знаменитому поэту-певцу Бояну, что упоминается в «Слову о полку Игореве»;
    • о поставлении в митрополиты «русина» Иллариона 12 февраля 1051;
    • об «успении» Ярослава Мудрого 20 февраля 1054;
    • о мире на Желяне, заключенный в конце XI века между князьями Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом и Олегом Святославичемкоторые правили тогда в трех главных центрах Украины – России – Киеве, Переяславе и Чернигове;
    • Древнейшие граффити, датированные 1018 и 1019 годами, доказывают, что собор возводился во втором десятилетии XI века.
    Читайте також:  «Чтобы наше богатство работало на республику, а не кормило фашистский режим Кремля» – татарский политэмигрант
    Софийский собор в Киеве – памятник украинской архитектуры и монументальной живописи, постройка времен Украины-Руси (1011 год).  Одна из главных христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии.  Ансамбль Софийского монастыря занесен в наследие ЮНЕСКО

    Софийский собор в Киеве – памятник украинской архитектуры и монументальной живописи, постройка времен Украины-Руси (1011 год). Одна из главных христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии. Ансамбль Софийского монастыря занесен в наследие ЮНЕСКО

    При представлении томоса об автокефалии ПЦУ в Софийском соборе.  Днем ранее Вселенский патриарх Варфоломей I вручил томос об автокефалии Православной церкви Украины митрополиту Киевскому и всей Украине Эпифанию.  Киев, 7 января 2018 года

    При представлении томоса об автокефалии ПЦУ в Софийском соборе. Днем ранее Вселенский патриарх Варфоломей I вручил томос об автокефалии Православной церкви Украины митрополиту Киевскому и всей Украине Эпифанию. Киев, 7 января 2018 года

    Тайны граффити Софии Киевской разгадывает исследователь эпиграфических памятников, историк Вячеслав Корниенко. Радио Свобода расспросило о его работе и результатах исследований.

    – Первый мой контакт с граффити Софии Киевской – не научный – состоялся, когда я где-то в 1995 году вместе с классом был на экскурсии. Нам рассказали о граффити храма. Я тогда очень заинтересовался этими надписями, даже некоторые попытался прочесть, хотя это не было запланировано в экскурсии.

    Следующий «контакт» был уже во время учебы в университете, когда мы изучали эпиграфику (историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние надписи – ред.) в курсе «Специальных исторических дисциплин».

    Меня тогда больше интересовала нумизматика, но я перечитал все три книги исследователя Сергея Высоцкого о граффити Софийского собора.

    Вячеслав Корниенко во время презентации 10-томного издания в 12 книгах

    Вячеслав Корниенко во время презентации 10-томного издания в 12 книгах “Корпус граффити Софии Киевской”. Киев, 28 мая 2021 года

    В 2000 году мы работали над исследованием Варяжских пещер в Киево-Печерской лавре. Там на стенах, из числа надписей ХХ века, были обнаружены надписи XVII века. Я их прочитал, что и обусловило возобновление интереса к эпиграфике.

    Когда я работал над темой кандидатской диссертации, посвященной вопросам освещения исторической информации средствами туризма, интерес эпиграфическими памятниками постоянно подпитывался знакомством с ними на разных достопримечательностях.

    Еще тогда, в период собственного формирования интереса к самой теме граффити, у меня вызревала идея необходимости публикации всех эпиграфических памятников, ведь большинство из них не было опубликовано.

    – Когда вы начали работать в Софии Киевской и какое первое граффити начали самостоятельно исследовать?

    – В 2006 году я пришел работать в Национальный заповедник «София Киевская».

    Тогда мне предложили проверить на хорах прочтение надписи, в которой латиницей хорошо читалось имя «Богдан», а от фамилии можно было разобрать первую «К» и окончание «ки» – разве это не Хмельницкий?

    Оказалось, что нет, здесь расписался Богдан Кадынский.

    Надпись на перилах, изготовленных из овруцкого пирофилитового сланца, с которого, собственно, начались планомерные исследования софийской эпиграфики в 2006 году.  Надпись на плите – Богдан Кадынский 1626

    Надпись на перилах, изготовленных из овруцкого пирофилитового сланца, с которого, собственно, начались планомерные исследования софийской эпиграфики в 2006 году. Надпись на плите – Богдан Кадынский 1626

    Тогда я обратил внимание на латиничные граффити XVI-XVII веков, которых в трудах Сергея Высоцкого не было. Их оказалось очень много. Тогда решили изучить эти надписи и дополнить труд Высоцкого.

    Графическое воспроизведение надписи из книги Сергея Высоцкого «Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв.»  Надпись: «ХОЗЯДИ ПОМОЗЫ РАБУ СВОЕМУ Павлову».  Молельная надпись завершается именем в типично украинском дательном падеже «Павловы».  «В украинском языке от древнейших письменных памятников и до 16–17 века окончание в дательном падеже (-ОВЫ) было твердым» – историк языка, доктор филологических наук Виктор Мойсиенко

    Графическое воспроизведение надписи из книги Сергея Высоцкого «Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв.» Надпись: «ХОЗЯДИ ПОМОЗЫ РАБУ СВОЕМУ Павлову». Молельная надпись завершается именем в типично украинском дательном падеже «Павловы». «В украинском языке от древнейших письменных памятников и до 16–17 века окончание в дательном падеже (-ОВЫ) было твердым» – историк языка, доктор филологических наук Виктор Мойсиенко

    В процессе работы выяснилось, что огромное количество надписей осталось неисследованным, в том числе много средневековых надписей, а также рисунков.

    А некоторые, уже опубликованные Высоцкими надписи, исследователи (В. Нимчук, В. Янин, А. Турилов, А. Железняк, Т. Рождественская и другие) предлагали читать с некоторыми уточнениями и исправлениями.

    Именно поэтому объективной необходимостью становилось фронтальное исследование всех стен и публикация всех граффити на них.

    Запись о погребении Ярослава Мудрого в Софийском соборе 20 февраля 1054 года.  Текст: «В лето 6562(1054) 20 февраля успение царя нашего в воскресенье в неделю мученика Феодора».  В тексте указан год от сотворения Мира.  По летописным данным известно, что князь умер в Вышгороде 19 февраля 1054, а благодаря граффити знаем, что его похоронили в Софийском соборе на следующий день, 20 февраля 1054, о чем неизвестный автор и сделал надпись на фреске

    Запись о погребении Ярослава Мудрого в Софийском соборе 20 февраля 1054 года. Текст: «В лето 6562(1054) 20 февраля успение царя нашего в воскресенье в неделю мученика Феодора». В тексте указан год от сотворения Мира. По летописным данным известно, что князь умер в Вышгороде 19 февраля 1054, а благодаря граффити знаем, что его похоронили в Софийском соборе на следующий день, 20 февраля 1054, о чем неизвестный автор и сделал надпись на фреске

    Так и выкристаллизовалась идея проекта исследования и издания граффити Софии Киевской, которая длилась с 2006 по 2020 год.

    Параллельно с исследованием эпиграфики собора, проводились исследования граффити церкви Спаса на Берестове, Золотых Ворот и древнего Галича (церкви святого Пантелеймона в селе Шевченково, Успенской церкви да Васильевской часовни в селе Крылоси).

    Церковь Спаса на Берестове в Киеве, которая является национальным памятником архитектуры XII века

    Церковь Спаса на Берестове в Киеве, которая является национальным памятником архитектуры XII века
    Храм святого Пантелеймона – церковь романского стиля вблизи города Галич Ивано-Франковской области.  Храм Галицко-Волынского княжества, построенный в 1194 волынским князем Романом Мстиславичем.  Памятник архитектуры национального значения

    Храм святого Пантелеймона – церковь романского стиля вблизи города Галич Ивано-Франковской области. Храм Галицко-Волынского княжества, построенный в 1194 волынским князем Романом Мстиславичем. Памятник архитектуры национального значения
    Фундамент Успенского собора XII века, часовня Святого Василия XV века (слева) и церковь Успения XVI века (посередине) в селе Крылоси Ивано-Франковской области.  Фото Екатерины Москалюк

    Фундамент Успенского собора XII века, часовня Святого Василия XV века (слева) и церковь Успения XVI века (посередине) в селе Крылоси Ивано-Франковской области. Фото Екатерины Москалюк
    На переднем плане фундамент Успенского собора XII века, часовня Святого Василия XV века (слева), а за ними церковь Успения XVI века в селе Крылосе Ивано-Франковской области.  Фото Игоря Мартынива

    На переднем плане фундамент Успенского собора XII века, часовня Святого Василия XV века (слева), а за ними церковь Успения XVI века в селе Крылосе Ивано-Франковской области. Фото Игоря Мартынива

    Исследования опирались на наработанную еще Сергеем Высоцким (1923-1998) методику с определенными усовершенствованиями.

    – Какова технология исследования граффити?

    – Раньше, поверхность стены фотографировали при боковом освещении, а затем изготовляли фотографию каждого граффити.

    Традиционные для средневековья записи молитвы.  Посередине – «Господи, помоги рабу своему Константину грешному и избавь от всякой беды».  Внизу – «Господи, помоги рабу своему Константину, аминь».  Такие тексты очень распространены среди граффити не только в Софии, но и в других достопримечательностях (Кирилловская церковь, Золотые Ворота, церковь Спаса на Берестове и т.д.).  Эти надписи датируются XI-XII веками.  Справа наверху видим надпись XVII века «Шаимов Назар», возможно, он был киевским мещанином, посетившим Святую Софию и оставившую на ее стенах надпись.  Такие граффити имели целью подчеркнуть факт совершения паломничества в храм и личного исполнения, чем авторы надеялись получить поддержку для высказанных здесь молитвенных надежд.

    Традиционные для средневековья записи молитвы. Посередине – «Господи, помоги рабу своему Константину грешному и избавь от всякой беды». Внизу – «Господи, помоги рабу своему Константину, аминь». Такие тексты очень распространены среди граффити не только в Софии, но и в других достопримечательностях (Кирилловская церковь, Золотые Ворота, церковь Спаса на Берестове и т.д.). Эти надписи датируются XI-XII веками. Справа наверху видим надпись XVII века «Шаимов Назар», возможно, он был киевским мещанином, посетившим Святую Софию и оставившую на ее стенах надпись. Такие граффити имели целью подчеркнуть факт совершения паломничества в храм и личного исполнения, чем авторы надеялись получить поддержку для высказанных здесь молитвенных надежд.

    Я начал использовать методику изучения граффити не в кабинете по фотографиям, как это делалось до этого, а непосредственно в соборе.

    Для этого печаталась фотография, которая закреплялась на планшете, и прорисовка выполнялась у самой эпиграфической достопримечательности в соборе, что позволяло максимально полно осветить все прорези и отличить их от случайных повреждений, которые на фотографии могли показаться прорезями.

    Затем прорисовки на стекле с подсветкой переносились на чистый лист бумаги и сканировались. В результате мы получали и фотографию, и прорисовку граффити в том же масштабе.

    Фрагмент фрески с изображением императора в северной лестничной башне Софийского собора буквально полностью покрыт разнообразными надписями, большей частью более позднего времени.  Внизу налево запись Яна Студницкого 1636 года, а наверху справа – большая надпись Григория Дедовича-Трипольского: «Был здесь Григорий Дедович на поклонении Святой Софии».  Григорий Дедович-Трипольский был автором стихотворения «Корень умелости первый Грамматика, учит слов и языки» книги «Евхаристион» (Киев, 1632) – сборники стихов, которыми профессор риторики лаврской школы Софроний Почаский и студенты приветствовали Петра Могилу по праздникам.  В центре заметны надписи XI–XIII веков, начинавшиеся со слов «Луны июля…», однако о происшествии ни один не сообщает.  Также на поверхности фрески выцарапаны многие рисунки лошадей, а также изображение жирафа (справа у записи Яна Студницкого)

    Фрагмент фрески с изображением императора в северной лестничной башне Софийского собора буквально полностью покрыт разнообразными надписями, большей частью более позднего времени. Внизу налево запись Яна Студницкого 1636 года, а наверху справа – большая надпись Григория Дедовича-Трипольского: «Был здесь Григорий Дедович на поклонении Святой Софии». Григорий Дедович-Трипольский был автором стихотворения «Корень умелости первый Грамматика, учит слов и языки» книги «Евхаристион» (Киев, 1632) – сборники стихов, которыми профессор риторики лаврской школы Софроний Почаский и студенты приветствовали Петра Могилу по праздникам. В центре заметны надписи XI–XIII веков, начинавшиеся со слов «Луны июля…», однако о происшествии ни один не сообщает. Также на поверхности фрески выцарапаны многие рисунки лошадей, а также изображение жирафа (справа у записи Яна Студницкого)

    – Сколько в настоящее время удалось выделить такие надписи на стенах Софии Киевской?

    – На поверхности стен Софийского собора обнаружено около 7500 граффити, которые датируются временами от второго десятилетия XI века до первой трети XVIII века (надписи XIX и XX веков сюда не включены).

    – Так на каком языке писались эти граффити?

    – На сегодняшний день среди исследователей не существует единства относительно термина, которым следует называть язык времен Руси-Украины. Чаще употребляется термин, которым пытаются объяснить сверхдиалектный язык всех славян, входивших в состав Руси. С идеологической точки зрения это используют те, кто говорит о «общей колыбели трех братских народов».

    Термином «древнерусский язык» в советские времена заменили термин «церковнославянский язык», который был общим для населения Руси как язык письменности и богослужения.

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини