Разработка и введение в действие многочисленных программ реформ требуют пересмотра основных принципов бюджетной политики. Первые шаги были сделаны еще в 2018 году. На практике использование положительного опыта европейских стран и рекомендаций ведущих специалистов привело к улучшению экономических показателей. Это дало возможность разработать долгосрочный план развития и получить новые источники дохода.
Закон Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2020 год” содержит существенный перечень процедур, которые направлены на стабилизацию экономики. Детальное рассмотрение документа вместе с сопоставлением показателей за два последних периода позволяют простому украинцу оценить перспективы развития финансовой отрасли страны.
Государственный бюджет как “лицо” экономики Украины
В первую очередь стоит разобраться с понятием бюджетного процесса и необходимостью внедрения новаций. С правовой точки зрения документ рассматривают в качестве плана расходов как в целом на государственном уровне, так и во всех основных направлениях, а также поступления ресурсов. Если же рассматривать бюджет Украины как экономический инструмент, то он позволяет установить четкий финансовый контроль. Кроме этого, правительство имеет возможность проследить за выполнением основных программ, заложенных на текущий год. Их перечень был определен еще в конце 2017 года, со временем вводились корректировки. Главной задачей, как и в прошлом году, остается стабилизация экономики путем уменьшения нагрузки государственного долга и дефицита бюджета в целом.
Особенности процесса принятия проекта бюджета на 2020 год
Тенденция к росту макроэкономических показателей позволила впервые в Украине разработать план развития на среднесрочной основе на несколько лет. В основу бюджетного процесса положен особый механизм, который позволяет отслеживать распределение средств, а также вовремя принимать расчетливые решения во время непредсказуемых обстоятельств. В прошлом году был введен особый документ, который вносит существенные изменения в Госбюджет Украины на 2020 год. Проект закона был принят еще 08 января, а официально обнародован значительно позже. Такое решение было обусловлено необходимостью разработки декларации Бюджета в период с 2020 по 2022 гг. Информацию о правовое основание изменения и преимущества новаций был дан во время официального заседания.
Правительство настояло на необходимости сделать финансовые данные такого характера более доступными.
Основные направления бюджетной политики на 2020 год включают следующие шаги:
- усиление связи между первоочередными потребностями государства и назначениями бюджета, что позволит результативнее распоряжаться средствами и эффективно оценивать целесообразность каждой статьи расходов;
- нарастание военной крепости для защиты Украины путем комплектации армии профессиональными военными и оснащение современной техникой и средствами;
- введение следующего этапа реформы здравоохранения, целью которого является предоставление доступа каждому украинцу к медицинским услугам высокого качества;
- коренное изменение системы образования, которая должна обеспечить гармоничное развитие ребенка с последующей успешной реализацией в общественной жизни;
- создание прозрачной и адресной системы социальной защиты, которая должна обеспечить потребности наиболее уязвимых категорий населения;
- создание благоприятного инвестиционного климата для развития бизнеса на территории Украины и привлечения новых источников финансирования;
- интеграцию государственной экономики в финансовую среду европейских стран, имплементация положений о зоне свободной торговли.
На начало года запланированная программа сотрудничества с МВФ была успешно завершена. Украина заняла твердую позицию на кредитном рынке. В дальнейшем правительство будет продолжать политику содействия наращиванию экономического потенциала.
Первоочередной задачей бюджетного процесса выступает снижение долговой нагрузки и расходной части на обслуживание долга. В свою очередь такие достижения смогут повысить процент доверия к бизнесу и власти в целом. Бюджет Украины будет способствовать укреплению экономики как на микро-, и на макроуровне.
Показатели экономического и социального развития на текущий год
Рядовым украинцам, не имеющим специфических знаний в финансовой отрасли трудно оценить целесообразность нововведений. Рассмотрение конкретных цифр в сравнении с аналогичными данными прошлого года позволят получить представление об эффективности функционирования бюджетной политики. В первую очередь рассматривают установленные социальные стандарты и макроэкономические показатели.
Согласно требованиям законодательства отсутствие указанных данных в совокупности с общей суммой расходов и доходов делают невозможным принятие проекта госбюджета. Среди прогнозируемых показателей развития экономики выделяют:
- инфляцию гривны (берут средний прогнозируемый процент);
- ВВП на текущий год;
- предельный процент дефицита или профицита (последний вариант в бюджетной политике Украины редко встречается);
- годовые объемы экспорта и импорта;
- сумма государственного долга и запланированные средства на его обслуживание.
В социальной сфере выделяют показатель прожиточного минимума, минимальную заработную плату и пенсионные выплаты на текущий период.
Каких изменений ожидать трудоустроенным украинцам?
Основательная работа над разработкой проекта бюджета начинается в июне. Хотя окончательные цифры неизвестны, информация о примерные показатели периодически размещается на ресурсах сети. Общество интересуется размерами социальных стандартов. Дискуссии о повышении должностного оклада и оплаты труда происходят ежегодно.
Количество недовольных твердой позицией Министерства финансов растет. Эксперты в области социальной политики отмечают целесообразность пересмотра запланированных сумм. Как подтверждение предоставляют расчеты, которые бы позволили легализовать заработки в “конвертах”. Таким образом увеличилось бы количество налоговых поступлений, которые в свою очередь можно было бы использовать на развитие социальной сферы.
Отдельно рассматривают и вопрос оплаты труда государственных служащих, которая должна быть по крайней мере в 2,5 раза больше показателя прожиточного минимума. Предварительно запланирован рост минимальной зарплаты до 4 425 грн за месяц. Чиновники отмечают, что некоторые данные будут корректироваться.
Увеличение прожиточного минимума
В экономически-социальной сфере показатель выступает инструментом, который определяет размер социальных выплат. Как и в прошлые годы повышение прожиточного минимума в 2020 году будет происходить поэтапно. Стоит детально рассмотреть каждое изменение показателя:
- с 01 января месячный ПМ для трудоспособного совершеннолетнего лица составляет 2 073 грн, для детей, не достигших возраста 6 лет, сумма будет несколько меньше-1 754 грн;
- с 01 июля показатели составят 2 146 грн и 1 815 грн соответственно;
- уже на начало зимы ожидает существенное увеличение: до 2 218 грн для взрослых и до 1 877 грн для ребенка до 6 лет.
В целом увеличение трудно назвать существенными. Но тенденция к росту остается неизменной.
Макроэкономические показатели
Двойные выборы усложнили процесс утверждения Госбюджета на 2020 год. Международные финансовые организации были обеспокоены сложной экономической ситуацией в Украине и рисками изменения политического курса. Не порадовал в прошлом году и ВВП, размеры которого были ниже запланированных. При разработке проекта на 2020 прогнозируется рост показателя до суммы 3 981, 3 млрд грн. Другими словами в сравнении с 2019 годом прирост показателя должно увеличиться на 4%.
Что касается уровня инфляции, то согласно прогнозам, ее уровень снизится до 5%. Однако представители правительства предупреждают, что хотя предварительные цифры проекта и совпадают с прогнозами МВФ, в процессе утверждения возможна корректировка показателей. Хотя процент инфляции незначителен, однако он окажет существенное влияние на курс доллара. В прошлых годах на межбанковском пространстве наблюдались значительные колебания стоимости от 26 до 30 грн. В 2020 году один доллар обойдется не менее как в 31-32 грн.
Государственный бюджет на 2020 год предусматривает сокращение дефицита до 2% от суммы ВВП. Регулярные платежи за 2018-2019 существенно уменьшили размер долговых обязательств Украины. За счет внутреннего рефинансирования и расширение перечня потенциальных инвесторов объем долга на начало года составит не более 55% от показателя ВВП. Это обеспечит стабильность экономики страны в целом.
Доходная часть
Реализация целевых программ реформ и обслуживания госдолга требуют выделения значительных финансовых ресурсов. В то же время предусматривается рост денежных поступлений за счет следующих источников:
- налогообложения предприятий;
- доходы бюджетных организаций;
- плата за добычу природного газа из недр земли;
- введение новых условий и ставок налогов, в частности увеличение размера акцизного сбора на табачные изделия (постепенно планируется переход на европейские стандарты налоговой системы);
- ресурсы НБУ.
В целом совокупный объем доходов в Государственный бюджет составляет 890 180 551 100 грн, а расходов 957 386 958 900 грн, соответственно дефицит составляет 67 206 407 800 грн.
Кроме обслуживания государственного долга всего финансирование планируется на содержание армии и пенсионное обеспечение. Значительные средства также будут выделены на медицинское обслуживание, образование и ремонт дорог. Несколько меньшие суммы направлены на устранение диспропорции между звеньями бюджетной системы, финансирование дефицита ПФ и модернизацию государственных банков. Отдельно рассматривают предоставление субсидий населению.