More
    ГоловнаВойнаЧто известно о крымском военном аэродроме «Бельбек» и о чем молчит Россия

    Что известно о крымском военном аэродроме «Бельбек» и о чем молчит Россия

    Андрей Покровский

    СЕВАСТОПОЛЬ – Недавно военный аэродром «Бельбек» снова в повестке дня средств массовой информации, и не только украинских и российских, но и мировых. В последний раз так было в марте 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, а украинские военные летчики проявили невиданную устойчивость и характер. Реалии собрали информацию, что известно об этом аэродроме.

    Взрывная эпопея

    18 августа «взрывная эпопея» досталась севастопольскому аэродрому «Бельбек». 9 августа раздавались взрывы на военном аэродроме в Новофедоровке под Саками, 16 августа взрывалась военная база вблизи села Майское под Джанкоем, вечером 18-го российские власти сообщили о сбитом украинском беспилотнике в районе Керченского моста, и буквально через 10 минут первый взрыв в небе Севастополе.

    По сообщениям в социальных сетях, всего взрывов было четыре. Российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что силами ПВО был сбит беспилотник. Местные жители в Орловке обнаружили разгонный блок от ракеты комплекса «Панцирь-С1»о чем сообщил телеграмм-канал «Крымский ветер».

    На крыши домов в Орловке падали обломки, были перебиты электропровода уличного освещения. Председатель Орловского муниципалитета Николай Герасим утром сообщил, что электроснабжение полностью восстановлено.

    Официальных сообщений российских властей об инциденте больше не было.

    Аэродром «Бельбек»: чисто военный, двойного назначения и снова военный

    История аэродрома «Бельбек» началась еще в 1938 году – была построена взлетная полоса оперативного назначения, базировались истребители 3-й и 4-й авиационных эскадрилий 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота на самолетах I-15бис.

    Свое имя аэродром получил под названием соседней реки. Расположен на берегу моря, на территории Нахимовского района Севастополя, на Северной стороне города, граничит с микрорайоном Любимовка.

    После Второй мировой войны была отстроена бетонная взлетно-посадочная полоса, и вплоть до середины 1980-х «Бельбек» использовался исключительно как военный аэродром. С появлением «перестройки», «гласности» и президентской дачи в Форосе, взлетная полоса была значительно увеличена и улучшена, поскольку аэродром использовался руководителем СССР Михаилом Горбачевым во время следования на отдых в Крым.

    В независимой Украине “Бельбек” стал именоваться аэродромом двойного назначения. Военное использование аэродрома продолжилось, на нем базировался истребительный авиаполк, позже – 204 бригада тактической авиации (в/ч А-4515). В 1990-х годах самолеты Су-15ТМ были заменены на Су-27, а в последние годы на вооружении авиабригады были только самолеты МиГ-29.

    С августа 1993 года полеты гражданских воздушных судов организовало ООО «Авиакомпания Омега»а в дальнейшем – созданное в 1994 году ГКП «Аэропорт Севастополь». Выполнялись рейсовые полеты в Киев и обратно, осуществлялись чартерные рейсы, в частности, перевозки сменных рыболовных экипажей севастопольской морской компании. «Атлантика». В декабре 2002 года аэропорт получил лицензию и на международные авиаперевозки.

    В апреле 2010 года авиакомпания «Днеправиа» (связана с Игорем Коломойским – авт.) объявила о введении рейсов из Севастополя в Днепропетровск (теперь – Днепр – КР), Киева и Москвы. А в мае состоялось торжественное открытие отремонтированного здания аэропорта “Бельбек”.

    Летом того же года ООО «Аэропорт «Бельбек» украинского бизнесмена Игоря Цукановакоторая имела права аренды аэропорта, купили структуры, близкие к группе «Приват».

    В феврале-марте 2014 года гражданский вектор развития аэродрома сменился противоположным, военным. Аннексия Россией украинского полуострова другого не предусматривала

    В 2011 году набирающим обороты аэропортом Коломойского решил заняться другой российско-украинский олигарх. Вадим Новинский. Компания «Смарт-холдинг» (Киев), принадлежащая ему, объявила, что намерена инвестировать 25 млн долларов в строительство пассажирского терминала в аэропорту «Бельбек».

    В феврале-марте 2014 года гражданский вектор развития аэродрома сменился противоположным, военным. Анексия Россией украинского полуострова другого не предусматривала.

    Неудобный для России «гражданский сектор»

    Россия разместила на аэродроме 38-й истребительный авиационный полк 27-й смешанной авиационной дивизии 4-го командования ВВС и ПВО России. В его составе находились две эскадрильи с самолетами Су-27СМ, Су-30М2, Су-27П, Су-27УБ.

    В апреле 2014 тогдашний министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что аэропорт в будущем будет обслуживать исключительно чартерные и бизнес-рейсы, поскольку пропускная способность терминала составляет 100 человек в час.

    16 июня 2014 года распоряжением российского правительства №1057-р аэродром «Бельбек» был включен в список аэропортов совместного базирования Российской Федерации. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить необходимые документы о возможной модернизации аэровокзального комплекса и взлетно-посадочной полосы.

    Российские власти регулярно кормили обывателей обещаниями о предстоящей «реконструкции аэровокзального комплекса», но воз и ныне там

    Летом 2015 года “Бельбек” принял 14 чартерных пассажирских рейсов. Ожидавшийся в 2015 году запуск аэропорта для гражданских рейсов в сентябре 2015 года был перенесен на 2016 год. И с тех пор ничего не изменилось. Российские власти регулярно кормили обывателей обещаниями о предстоящей «реконструкции аэровокзального комплекса», составлялись сметы, назначались подрядчики, но воз и ныне там.

    В апреле 2018 года генеральный директор ООО «Международный аэропорт Симферополь»филиалом которого «Бельбек» стал в феврале, Евгений Плаксин рассказал, что строительство нового пассажирского терминала в аэропорту под Севастополем начнется в 2019 году, после того как будет готов его проект.

    В сентябре 2018 года министр обороны России Сергей Шойгу подписал приказ об изъятии 27,3 га земли в Севастополе для развития военного аэродрома “Бельбек”. Это были 24 участка виноградников, входивших в винодельческое предприятие ЗАО «Софии Перовской».

    В декабре 2018 Минобороны России отрапортовало: аэродром «Бельбек» готов к приему всех типов самолетов. Как сообщалось, завершено строительство объектов первой очереди: новой взлетно-посадочной полосы длиной 3450 метров, рулижных дорожек и мест стоянки самолетов и площадок специального назначения.

    Накануне на “Бельбек” перебросили более десятка истребителей Су-27 и Су-30. И новая полоса как нельзя лучше подходит именно для них.

    Строительство аэровокзального комплекса так и не приступили. В сентябре 2021 г. был объявлен конкурс по определению подрядчика для строительства аэродромной инфраструктуры аэропорта «Бельбек» за 1,2 млрд рублей. В октябре победителем была признана «Региональная строительная компания», которой в прошлом году было доверено строительство Южных очистных сооружений в Севастополе. Генеральный директор и владелец 49-процентной доли РБК Борис Сакун известен как давний партнер строителя Керченского моста Аркадия Ротенберга.

    Однако даже присутствие столь серьезного подрядчика не сдвинулось с места строительство гражданского сектора аэропорта. Между тем из расположенной неподалеку Языковой балки в течение нескольких лет вывозили почву для строительства военных объектов аэродрома.

    А в конце марта этого года, через месяц после начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину, на аэродроме «Бельбек» в штатном режиме состоялись пусконаладочные работы и испытания оборудования нового командно-диспетчерского пункта, которые возвели специалисты Военно-строительной компании (ВБК). Башня КДП, высота которой почти 35 метров, видна из многих районов Севастополя.

    Строительство командно-диспетчерского пункта аэродрома «Бельбек», 9 марта 2021

    Строительство командно-диспетчерского пункта аэродрома «Бельбек», 9 марта 2021

    «Инфраструктура объекта на 2014 год отвечала самым высоким требованиям. Мы могли принимать тяжелые самолеты, такие как АН-124 «Руслан». Исходя из этого, я понимаю, что они могут использовать его не для гражданских нужд, а для приземления стратегических бомбардировщиков, таких как ТУ-160 (ТУ-160 «Белый лебедь» – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец. Может переносить ядерное оружие – КР). Этот аэродром точно не готовится для развития гражданской инфраструктуры, он обустраивается под военные нужды», – прокомментировал Крым.Реалии бывший командир 204 Севастопольской бригады тактической авиации Юлий Мамчур.

    Украинские герои «Бельбека»

    В период аннексии Крыма полковник Юлий Мамчур и другие не сломившие присягу украинские военнослужащие стали настоящими героями.

    Юлий Мамчур на аэродроме «Бельбек», 2014 год

    Юлий Мамчур на аэродроме «Бельбек», 2014 год

    Около трех ночи 28 февраля 2014 года российская армия провела операцию по блокированию территории аэропорта, в которой было задействовано до трехсот военнослужащих. Дорога в аэропорт была перекрыта «ежами», на территорию было введено 3 бронетранспортера и 10 военных грузовиков «Урал». Была заблокирована работа госпредприятия, что обеспечивало воздушное движение над территорией полуострова.

    Сначала российские военные заняли здание обслуживания делегаций, на следующий день – ангары, затем оцепили караульное помещение. Караул не подчинился требованию сдать оружие. Вечером состоялся штурм караульного помещения с помощью светошумных гранат. После этого была занята почти вся территория украинской воинской части А-4515.

    4 марта 2014 года украинские войска в Крыму перешли в «контратаку»: в результате мирного «прорыва» полковника Юлия Мамчура они вернули контроль над взлетной полосой аэродрома «Бельбек».

    Утром с развернутым флагом, исполняя гимн Украины, не обращая внимания на стрельбу россиян в воздух и под ноги, колонна украинских военных во главе с Мамчуром прорвалась на аэродром. В результате переговоров в течение дня удалось вернуть территорию воинской части под украинский контроль.

    12 марта на занятой россиянами территории аэропорта «Бельбек» возник пожар, который был погашен украинской пожарной командой. Машину сопровождал комбриг Юлий Мамчур.

    Все годы аннексии Крыма аэродром «Бельбек» важен для Украины как символ борьбы за независимость

    До 22 марта 2014 204 бригада тактической авиации во главе с полковником Мамчуром собственными силами осуществляла контроль над воинской частью А-4515. В связи с неравным соотношением сил сторон по приказу министра обороны Украины воинская часть была оставлена ​​личным составом и перешла под полный контроль российских военнослужащих без опознавательных знаков.

    После этого Юлия Мамчура была арестована. У…

    Читайте також:  Война на юге Украины. ВСУ будут штурмовать оккупированный Херсон?

    НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

    введіть свій коментар!
    введіть тут своє ім'я

    Гарячі Новини